Проповедь на Вербное воскресенье Митрополита Сурожского Антония
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня начало Страстей Господних. Под кажущимся торжеством входа Господня в Иерусалим кроется трагедия: Христос грядет в Святой Град, и встречают Его с торжеством, ликуя, потому только, что не понимают, куда и для чего Он идет. Он грядет в Святой Град, чтобы, наподобие древних пророков, умереть. А люди встречают Его, потому что ожидают от Него земной, временной победы; встречают Его как победителя, потому что видят в Нем вождя, который их освободит от плена, от рабства и даст их стране потерянную свободу. И когда люди обнаружат, что Христос не для того пришел, что Он не призывает к победе, а призывает к любви — они отвернутся от Него, за исключением очень малого количества людей.
И вот в этом шуме победы и торжества начинается то одиночество Христово, в которое Он заключается всё больше и больше в течение грядущих дней. Всё, что Он делает, понимается превратно. Ученики ожидают Его победы, сторонники ждут поражения врагов, враги окружают Его лестью, стараясь уловить в слове, а Он одиноко идет к Своей судьбе. Вот о чем говорит нам сегодняшний праздник. Торжество, победа — да: торжество Божие, победа Господня, но не там, где мы ее часто ожидаем и видим.
Сейчас у нас еще три дня для того, чтобы задуматься о себе. Службы первых трех дней седмицы говорят нам о Евангельской повести и учат нас войти в себя с сокрушенным сердцем. А со среды вечера уже нет времени и нет места думать о себе, надо думать только о Христе. Надо смешаться с толпой, которая Его окружает, и найти свое место в ней, и произнести над собой суд, но не отрывая взора от Христа, так как что бы ни случилось с нами — всё ничтожно по сравнению с тем, что случается со Христом. Вот почему на Страстной неделе не служат молебнов, не служат панихид, всё надо забыть, чтобы думать о Христе, грядущем на Распятие.
Многие из вас, наверное, захотят исповедоваться и причащаться. Но не отнеситесь к этому с легкостью, не подумайте, что это вас избавляет от необходимости войти в себя, произнести над собой суд, покаяться истинно. Те из вас, которые хотят исповедоваться, думайте о других. Пусть те, которые исповедуются часто и обычно, — исповедуются в первые дни седмицы и предоставят все остальные дни тем, которые приезжают издали или долгое время не приступали к Таинствам, чтобы у каждого человека было время исповедовать всю свою душу, принести всё покаяние своей жизни, потому что каждый человек имеет право это сделать, когда он становится перед судом Господним. И когда вы ожидаете своей очереди на исповедь, думайте не только о себе, но и молитесь о тех, которые исповедуются, которые сейчас стоят перед Божиим судом, которые могут уйти от этой исповеди обновленными или безжизненными. Молитесь о них, соблюдайте молчание в церкви, потому что здесь Живой Бог и здесь творится спасение людей.
Пусть Господь даст всем нам провести эти дни в глубоком молчании внутреннем, в собранности, забывая всё, что недостойно Бога, с тем, чтобы нам встретить торжество Пасхи живым откликом души на радость, которая потрясла и небо и землю, и ад сокрушила. Аминь.