Святые — граждане небесного Иерусалима, которые готовы подать помощь нам, скитающимся на чужбине. Мы узнали Евангелие, были наставлены в нем, приняли Крещение и принимаем Евхаристию из рук людей — и это не случайность, таков замысел Божий о человеческом роде. Бог желает оказать Своим творениям честь, сделав их соучастниками Своего замысла. Как говорит апостол Павел, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (1 Кор. 3:9). Не потому, что Ему не хватает Своих возможностей, и не потому, что Он неохотно оказывает помощь, но потому, что замысел Бога включает передачу Его даров — в том числе даров, относящихся к вечному спасению, — через людей. Как в многодетной семье отец научает старших братьев заботиться о младших, так и наши старшие братья, наши друзья святые, с радостью оказывают нам помощь по Его воле.
Отказ от почитания святых несостоятелен с той точки зрения, что Господь устрояет Церковь особенным образом. Церковь, по слову апостола, — тело Христово (1 Кор. 12:27), организм, в котором наполняющая его жизнь передается от одного члена к другому. Здесь, на земле, Христос помогает нам через других людей — через других христиан, которые заботятся о наших духовных и физических нуждах. Замысел Бога не состоял в том, чтобы создать каждого из нас островом. Мы части континента, и блага спасения соединяют нас с другими христианами, а не отделяют от них. Спасение состоит не только в том, чтобы как-нибудь вытащить нас из ада; его цель — новое единство, восстановленная человеческая семья, глава которой Христос.
Однако практика обращения к святым не должна и не может заменить в духовной жизни христианина непосредственного обращения к Богу. Если такая замена у человека все же происходит, это серьезный повод задуматься о его духовном здоровье.