16 сентября — день памяти Писидийской иконы Божией Матери

  

Пи­си­дий­ская Ми­ро­то­чи­вая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­ви­лась ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми в го­ро­де Созо­по­ле Пи­си­дий­ском (территория современной Турции). Све­де­ний о про­ис­хож­де­нии ее не име­ет­ся. Уже в по­сла­ни­ях об ико­но­по­чи­та­нии Гер­ма­на, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, чи­тан­ных на седь­мом Все­лен­ском со­бо­ре, «ико­на Пре­не­по­роч­ной Де­вы Бо­го­ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в Созо­по­ле Пи­си­дий­ском и ис­то­ча­ю­щая ми­ро из ру­ки изо­бра­жен­ной», на­зы­ва­ет­ся «древ­ней».

Чу­до­тво­ре­ния, ко­то­ры­ми про­слав­ле­на эта св. ико­на и све­де­ния о ко­то­рых до­шли до нас, от­но­сят­ся к VI ве­ку. В это вре­мя (меж­ду 565–577 гг.) в со­сед­нем с Созо­по­лем го­ро­де Ама­сии жил со­слан­ный сю­да пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский св. Ев­ти­хий (па­мять его 6 ап­ре­ля). Пре­сви­тер Ев­ста­фий, совре­мен­ник пат­ри­ар­ха Ев­ти­хия и со­ста­ви­тель его жиз­не­опи­са­ния, упо­ми­на­ет о мно­гих чу­до­тво­ре­ни­ях пат­ри­ар­ха, сви­де­те­лем ко­то­рых был он сам. Вот пер­вое чу­до, о ко­то­ром пе­ре­да­ет Ев­ста­фий. В Ама­сии бы­ла од­на су­пру­же­ская че­та, у ко­то­рой де­ти рож­да­лись мерт­вы­ми. Опе­ча­лен­ные ро­ди­те­ли, скор­бя о сво­ем несчастьи, об­ра­ти­лись к пат­ри­ар­ху с прось­бой по­мо­лить­ся за них, чтобы Гос­подь от­вра­тил от них Свой гнев и да­ро­вал бы им ди­тя жи­вое. Св. Ев­ти­хий, со­тво­рив усерд­ную мо­лит­ву о них, по­ма­зал их обо­их св. еле­ем, «ча­стью от чест­на­го кре­ста, ча­стью же ис­те­ка­ю­щим от свя­тыя ико­ны Пре­чи­стыя Гос­по­жи на­шея Бо­го­ро­ди­цы в Созо­по­ле», про­из­но­ся при этом свои обыч­ные сло­ва: «Во имя Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста». Со­тво­рив эту крат­кую мо­лит­ву, св. Ев­ти­хий по­гру­зил­ся на неко­то­рое вре­мя в мол­ча­ние; за­тем, как бы оза­рен­ный бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью, ска­зал этим су­пру­гам: «На­зо­ви­те ди­тя, ко­то­рое ро­дит­ся, Пет­ром, и оно бу­дет жить». На­хо­дя­щий­ся при этом пре­сви­тер Ев­ста­фий пред­ло­жил св. Ев­ти­хию во­прос: «А ес­ли ро­дит­ся де­воч­ка, то как ее на­звать»? Ев­ти­хий сно­ва по­вто­рил: «Нет, пусть на­зо­вут Пет­ром, и жив бу­дет». Об­ра­до­ван­ные су­пру­ги, твер­до на­де­ясь на ми­лость Бо­жию, воз­вра­ти­лись до­мой. По на­ступ­ле­нии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни ро­дил­ся у них сын, как пред­ска­зал св. Ев­ти­хий, и при кре­ще­нии они на­зва­ли его Пет­ром. Кро­ме него, ро­дил­ся у них и еще сын, ко­то­ро­го они, с бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха, на­рек­ли Иоан­ном. Де­ти рос­ли здо­ро­вы­ми и цве­ту­щи­ми, и ро­ди­те­ли, а с ни­ми и все жи­те­ли го­ро­да, знав­шие об этом чу­де ми­ло­сти Бо­жи­ей про­слав­ля­ли Бо­га.

Елев­сипп, уче­ник ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Си­кео­та (па­мять его 22 ап­ре­ля), со­про­вож­дая всю­ду сво­е­го учи­те­ля, удо­сто­ил­ся быть сви­де­те­лем са­мо­го чу­да ми­ро­то­че­ния от Пи­си­дий­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­гда око­ло 600 го­да св. Фе­о­дор, воз­вра­ща­ясь из Ца­рь­гра­да, за­ехал в Созо­поль на­роч­но с це­лью по­кло­нить­ся чу­до­твор­ной Ми­ро­то­чи­вой иконе Бо­го­ма­те­ри. Вой­дя в храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и про­стер­ши ру­ки свои в мо­лит­ве на­по­до­бие кре­ста, св. Фе­о­дор устре­мил очи свои к чу­до­твор­ной иконе, и елей чу­дес­ной си­лой ис­торг­ся из ико­ны Бо­го­ма­те­ри и оро­сил очи пред­сто­я­ще­го здесь пе­ред ней свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия. Все быв­шие там, уви­дев это зна­ме­ние бла­го­дат­ной си­лы, вос­клик­ну­ли: «Во­ис­ти­ну ве­лик этот раб Бо­жий».

Новоспасский монастырь

Сви­де­тель­ство о Ми­ро­то­чи­вой Пи­си­дий­ской иконе Бо­го­ма­те­ри со­дер­жит­ся так­же в по­сла­ни­ях св. Гер­ма­на, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (па­мять его празд­ну­ет­ся 12 мая). В на­ча­ле го­не­ния на свя­тые ико­ны, быв­ше­го при им­пе­ра­то­ре Льве Ис­ав­ря­нине (716–741 гг.), Гер­ман в по­сла­нии к Фо­ме, епи­ско­пу Клав­дио­поль­ско­му, оправ­ды­вая по­чи­та­ние св. икон прак­ти­кой церк­ви и ука­зы­вая в под­твер­жде­ние это­го на изо­бра­же­ние Спа­си­те­ля, устро­ен­ное кро­во­то­чи­вой жен­щи­ной, на Эдес­ский неру­ко­тво­рен­ный об­раз Спа­си­те­ля и на изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри, пи­сан­ное еван­ге­ли­стом Лу­кой, за­ме­ча­ет, что «чрез раз­лич­ные ико­ны Бог со­вер­шал чу­де­са, о ко­то­рых мно­гие жаж­дут мно­гое рас­ска­зать; так, на­при­мер, Он по­да­вал ис­це­ле­ние бо­ля­щим, что мы и са­ми ис­пы­та­ли. За­ме­ча­тель­нее же все­го то, что ни­ка­ко­го воз­ра­же­ния и со­мне­ния не встре­ча­ет­ся про­тив то­го, что на­хо­дя­ща­я­ся в Пи­си­дий­ском Созо­по­ле ико­на Все­не­по­роч­ной Бо­го­ро­ди­цы из дла­ни из­ли­ва­ла струю ми­ра. Об этом чу­де сви­де­тель­ству­ют мно­гие». Это со­об­ще­ние пат­ри­ар­ха Гер­ма­на бы­ло утвер­жде­но в сво­ей ис­тин­но­сти седь­мым Все­лен­ским со­бо­ром, на ко­то­ром оно и чи­та­лось.

У нас в Рос­сии есть древ­ний спи­сок с Пи­си­дий­ской Ми­ро­то­чи­вой ико­ны, ко­то­рый с 1608 го­да на­хо­дит­ся в Мос­ков­ском Но­воспас­ском мо­на­сты­ре под на­зва­ни­ем Пи­сий­ской или Пи­си­дий­ской ико­ны. Эта ико­на бы­ла ке­лей­ной у ма­те­ри ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва (1613–1645 гг.) Ксе­нии, при­няв­шей в ино­че­стве имя Мар­фы.

По материалам сайта azbyka.ru