О радости как выборе
В священном Писании радость не просто возвещается — она заповедуется. На фоне гнева, ярости, страха, и других бурных — главным образом политических — страстей, важно помнить, что нам заповедано другое. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. (Фил.4:4)» — говорит святой Апостол Павел. Сам Господь велит радоваться и веселиться перед лицом гонений (Мф.5:12) , радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лк10:20). Среди плодов Святого Духа на втором месте — сразу после Любви — стоит Радость: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)» Царство Божие отличает радость: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. (Рим.14:17)»
Перечислять все библейские призывы к радости будет долго — в наши дни несложно поставить себе программу вроде «библейской цитаты» и набрать в строке поиска соответствующее слово.
Это повеление нам может показаться странным; мы привыкли к тому, что радость или уныние — это результат каких-то внешних, независящих от нас воздействий. Выиграли миллион в лотерею — радуемся, узнали, что это ошибка, — огорчаемся. Иногда люди пытаются себя чем-то обрадовать — покупками, развлечениями, едой, хорошо, если не выпивкой.
Но Писание много раз заповедует радоваться. Это что-то, что зависит от нашей воли; что-то, что мы должны делать, а не просто переживать. Это напоминает заповедь о любви — в современном языке любовь это чувство, эмоция, переживание, которое находится в не нашей власти; Библия, однако, заповедует нам любить.
О чем же идет речь? Властны ли мы над нашими эмоциями? Косвенно — да. Наши эмоции связаны с нашими отношениями. Если вы встретили человека, которого вы любите — или, хотя бы, питаете дружескую симпатию — вы обрадуетесь. Если встретите человека неприятного — огорчитесь. Эта реакция почти непроизвольна. Что произвольно — так это выбор: культивировать в себе любовь и симпатию или, напротив, раздражение и неприязнь. Определенное отношение к людям, к произведениям культуры, к стране, к природе, к жизни вообще будет порождать радость или уныние.
Созидать в себе радостное и благодарное сердце — это труд, он требует упорства и настойчивости. Мы не можем за него ни взяться, ни, тем более, преуспеть в нем, без помощи Святого Духа — но мы должны, хотя бы, перестать Ему противиться.
В социальных сетях очень хорошо видно, как люди (не исключая и нас самих) культивируют нечто обратное — раздражение, бессильный гнев, страхи, ненависть и презрение. Складывается впечатление, что самое доброе и благочестивое, что есть в социальных сетях — это фотографии котиков. На котика можно улыбнуться; он пушистый, его любит хозяин или хозяйка. Остальное, по большей части, это выражение горечи, гнева, враждебности и презрения. Они (это может кто угодно, от путинистов до евромайданеров и от фундаменталистов до обновленцев) мерзавцы и негодяи, враги и злодеи. Они куют оковы и строят пакости. Они зубы точут и съесть нас хочут. Наши враги хотят внушить нам, что мы находимся в окружении врагов. Вот мерзавцы-то!
Человек открывает браузер, чтобы проглотить новую порцию уныния, неприязни и гнева, и, в свою очередь, добавить свою порцию раздражения и враждебности в общую атмосферу. Это происходит как бы автоматически — никто не ставит себе обдуманной цели «поработаю-ка я сегодня над разрушением радости и доверия, понасаждаю-ка уныние и злобу». Но в реальности происходит именно это. Первородный грех означает, в частности, что все настройки «по умолчанию» у нас выставлены неправильно, и если мы им последуем, они превратят нас в обитателей ада. Мы должны сознательно отказываться от уныния и злобы и выбирать любовь и радость.
Эта радость не означает игнорирования греха и трагедии нашего падшего мира. Христос и Апостолы знали, что такое грех, злоба, несправедливость и страдание гораздо лучше нас. Для них Распятие было не картинкой, а тем, что они видели своими глазами — и пережили сами. Радость означает, что мы живем в гораздо более обширной картине реальности — где все происходящее воспринимается на определенном фоне. Мы знаем, что мир создан Богом и Бог направляет его к определенной цели. Что Бог любит свое падшее творение и непрестанно трудится над его восстановлением — и Он достигнет Своей цели. Мироздание и род людской будут восстановлены в гораздо большей радости и славе, чем та, которую мы утратили в грехопадении. Мы знаем, что над нами есть Небеса, исполненные беспредельной любви и ликования. Как сказал современный поэт Борис Херсонский:
По тонкому мостику, соединяющему два берега небытия,
мама ведет ребенка от «до» к «после»,
говорит, не оглядывайся, мальчик, не смотри вниз,
не смотри вперед, а смотри ввысь —
там звезды и ангелы,
там добрый Боженька,
там Власти и Престолы, Начала и Господства,
Херувимы и Серафимы.
И Силы, мама, ты забыла! — говорит мальчик.
Не забыла — говорит мама — просто не успела сказать.
Мы знаем нечто очень важное о мире, в котором живем — это сотворенный, падший и искупленный мир, который Бог приведет к вечной радости. И эта вечная радость уже просвечивает через завесу этого мира — и именно в ее свете мы должны видеть и мир, и себя, и все вокруг нас. Как говорит Святой Апостол: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол.3:1,2)». Прямо сейчас, с нами и над нами — Ангелы, Святые, Матерь Божия, Христос. Мы находимся в огромном собрании друзей, братьев, отцов и матерей. Мы не видим их телесными нашими очами — а увидим, когда выйдем из тела и водворимся у Господа — но нас-то видят очень хорошо. И обращенные на нас взгляды с небес полны любви и радости. Они видят то, чего мы пока не видим — но уже знаем. Христос воскрес и даровал нам вечную жизнь. Верой мы поселяемся в этом мире вечной радости и верой несем эту радость другим. А вера — это не переживание и не мечтательность; это каждодневное усилие, которым мы отказываемся от лжи, уныния и злобы и избираем истину, любовь и радость.
Автор: Сергей Худиев, журнал «Фома»