Святая Параскева

  

«Господи, Иисусе Христе, Боже мой, всяк же призываяй Тя мною, рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его».

Слова этой молитвы можно прочесть на свитке, который держит в левой руке великомученица Параскева, именуемая Пятницей. Правой рукой святая прижимает к груди крест. Ее стройный девичий стан охватывает алая мантия, а голову покрывает белый плат, ниспадающий на плечи. Икона, изображающая великомученицу Параскеву, не только свидетельствует о ее мученическом подвиге, но и языком символов раскрывает суть мученического служения на земле.

Крест, багряная риза и белый покров являются зримыми этапами этого пути. «Истекая кровью телом, святая духом убелилась» — поет Церковь в богослужебном гимне, словом подтверждая то, что красками являет иконописец. Лишь добровольное принятие креста, отказ от всех земных ценностей ради Божественной любви возжигает в человеческой душе небесный свет. Когда вспыхивает свет, побеждается греховный мрак человеческой природы и наступает преображение.

На иконах состояние преображения передается блеском славы. Голова святой Параскевы утопает в светоносном нимбе, а небесные силы в образе летящих ангелов, любуясь красотой ее личности, венчают святую не только золотым венцом, но и драгоценной короной.

Среди святых жен Православной Церкви Параскева Пятница занимает столь же почетное и значительное место, как и святитель Николай Чудотворец среди святых Отцов. Если посмотреть на карту послемонгольской Руси, то предстанет поразительная картина. Окажется, что во имя святой Параскевы были построены церкви буквально во всех уголках страны. По сей день в городах и селах можно встретить бесчисленные Пятницкие улицы и площади.

В сотнях вариантов дошли до наших дней древние рукописи Житий святой, вдохновлявшие на протяжении веков гимнографов и иконописцев, которые стремились увековечить память «общницы страстей Христовых» в слове, звуке и цвете.

На многочисленных иконах великомученицу Параскеву изображали то в образе прекрасной юной русской девушки, то аскетической подвижницей и строгой наставницей. Часто она предстает рядом со святыми Отцами ранней Церкви, святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом или девами-великомученицами Варварой, Екатериной, Анастасией.

Начиная с 15 века особую популярность приобретают житийные иконы. Они изображают не только саму святую, но и рассказывают через небольшие иконки-клеймы, обрамляющие центральный образ святой, об основных этапах ее земной жизни.

На клеймах можно видеть рассыпающиеся в прах по молитве юной гречанки мраморные статуи языческих богов. Страшные сцены бичевания и пыток, которым подвергли двадцатилетнюю деву по приказу игемона, местного правителя Малой Азии, оскорбленного безучастностью прекрасной Параскевы к его грубым проявлениям страсти. Зрителя завораживала сцена чуда, на которой полуживая мученица получала чудесное исцеление от «светоносной жены», посетившей ее в темнице. Христиан восхищала сила духа святой, радовало обращение в христианскую веру сотен язычников.

Короткая и яркая жизнь не закончилась для Параскевы усекновением главы. Преданная на смерть в самом конце 3 века, в дни страшных гонений на христиан, развернутых императором-язычником Диоклетианом, великомученица Параскева становится высоко почитаемой святой православного Востока.

Ее подвиг заносится в мартирологи, послужившие в дальнейшем основой для церковных календарей, в ее честь в Византии возводятся храмы и пишутся иконы. Она стучится в сердца не только своих соплеменников, но и славянских народов Македонии, Болгарии Сербии, а также христиан Румынии. В 10 веке святая переступает границу Киевской Руси, возжигая любовь ко Христу в душах древних русичей.

Переписывая кондак, который пелся в день памяти великомученицы в Церкви, летописец 12 века нарекает святую двойным именем. Сохранив без изменений ее греческое имя Параскева, он добавляет к нему русский аналог «Пятница». Так святая Параскева Пятница, жившая в небольшом городе Малой Азии Иконии, становится одной из самых любимых святых на русской земле.

Ее путь свидетельства и проповеди христианства не был простым. Почитание Параскевы Иконийской постепенно входило в традиционный языческий быт древних славян, вытесняя из их сознания веру в женское божество, в руках которого находились нити человеческой жизни. В славянской мифологии таинственную женщину представляли в двух ипостасях: либо прекрасной девой в белых одеждах, олицетворяющей счастливую земную долю; либо скорбной, обнаженной, растрепанной женщиной, истекающей кровью от уколов веретеном, которым пряли женщины, нарушая тем самым строгий запрет на работу в пятницу.

С принятием христианства вошло в русский быт почитание так называемых «святых пятниц», двенадцати пятниц перед главными христианскими праздниками, соблюдению которых приписывалась особая чудотворная сила. Если в деревне начинались бедствия, крестьяне шли в пятницу в Церковь, где приносили совместные обеты, добровольно налагая на себя строгий пост и телесное воздержание. Вымаливая у Бога прощение, люди обещали каждый год в этот день возобновлять свои обеты, посвящая «обетные пятницы» Всевышнему.

Со временем образ великомученицы Параскевы Пятницы вытеснил и эту полуязыческую веру русичей во всемогущество «обетных пятниц», подняв религиозное сознание на новую духовную высоту. Святая Параскева стала для нового поколения верующих олицетворением той единственной, самой страшной, Страстной Пятницы, в которую был предан смерти Сын Божий, Иисус Христос. Ей удалось подвести русского человека к самому подножию голгофского Креста, чтобы человек, наконец, понял смысл добровольной жертвы, без которой нет очищения, нет преображения, нет пасхальной встречи с воскресшим Спасителем.

Неслучайно каждая пятница является для современных христиан днем добровольного поста, а Церковь в этот день напоминает верующим не только о муках Христа, но и о мужественном несении креста собственного.

Образ великомученицы Параскевы был особенно близок и дорог верующим в годы жестоких испытаний, помогая пережить тяжкое монголо-татарское пленение. Сбросив иго, русский народ не только не забыл помощи греческой святой, но и поставил ее в один ряд с прославленными в те годы русскими чудотворцами. Ее житие оказалось рядом с житием Сергия Радонежского и его учеников.

Приняв в конце 14 века по инициативе Московского митрополита Киприана новый Иерусалимский устав, Церковь дала возможность русской душе излить в высоком богослужебном творчестве всю накопившуюся любовь к Богу и Его святым. Пришедшая на смену скорби и печали радость нашла свое выражение в гимнах и песнопениях, каждое из которых по сей день поражает своим совершенством. Новые богослужебные тексты не просто украсили церковные службы, но и богословски точно отразили огромный духовный опыт, накопленный Греческой Матерью-Церковью, преемницей которой, начиная с 15 века, все более и более осознавала себя Русь.

Крушение Византии, падение Константинополя, захват турками Сербии и Болгарии русские переживали как свою личную трагедию. Стремясь духовно укрепить и возвысить поднимающуюся с колен страну, помешать наметившемуся расколу Церкви на две митрополии – южную и северную, святитель Киприан ввел в Церковный календарь наряду с греческими и русскими святыми, святых Болгарии и Сербии. Зримому внешнему унижению Православия он противопоставил сонм святых торжествующей Небесной Церкви.

Так рядом с великомученицей Параскевой встала ее тезка, сербская святая 11 века, преподобная Параскева Петка, которая прославилась среди южных славян своими аскетическими подвигами и суровой отшельнической жизнью. Образ Параскевы Иконийской, традиционно распространенный в северных областях Руси, прежде всего в Новгороде и Пскове, соединившись с образом Параскевы Сербской, становится любимым образом всей страны.

Расширяясь и углубляясь он вбирает в себя к 17 веку образы уже четырех святых, носящих имя Параскевы. К Параскевам Иконийской и Сербской присоединяется святая Параскева апостольского века, принявшая одной из первых мученический венец. Традиционно имя мученицы ранней Церкви связывают с именем ее сестры Фотины Самарянки, с которой у колодца Господь беседовал о смысле жизни. Во 2 веке неразделенная Церковь прославляет преподобномученицу Параскеву, яркую проповедницу Евангельской Вести, пострадавшую в Риме.

Так четыре святые жены, четыре пути женского служения соединяются в единый образ Параскевы, именуемой Пятницей, возводя его на предельную высоту обобщения. В это время появляются выносные богородичные иконы, на оборотной стороне которых пишется образ святой Параскевы. При этом Богоматерь олицетворяет собой Церковь Христову, а Параскева Пятница ее крестный путь в мире.

По всей Руси Великой, на бесконечных ее просторах, особенно на распутье дорог, возводятся часовни в честь любимой святой, которые никогда не пустовали. Ей молились странники и путешественники; к ней обращались купцы, почитавшие святую Параскеву помощницей в торговых делах; крестьяне, видевшие в ней свою кормилицу; женщины, почитавшие святую охранительницей семьи и детей.

К ее заступничеству прибегали находившиеся в тяжких обстоятельствах христиане 20 века, пострадавшие за веру в годы страшных гонений, по масштабу и разрушительной силе не имеющих аналогов в церковной истории.

Когда не выдерживали мужчины, сгибаясь под тяжестью репрессий, обрушившихся на страну в переломный момент ее истории, Церковь продолжали удерживать на своих хрупких плечах женщины. Это они, невзирая на преследования и угрозы, продолжали приходить в опустевшие храмы, чтобы свидетельствовать о своей вере, надежде и любви.

Белоснежный плат, покрывающий на иконах голову святой Параскевы Пятницы, превратился в символ русской Церкви 20 века, ставшей Церковью белых платочков на головах женщин.

По материалам dw.com