О сути и значении таинства Крещения

  

Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении Таинства Крещения.

Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека?
Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа.
Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента Крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе.
После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его Крещения. И особый чин заклинательных молитв, или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.
Сохранились свидетельства святых отцов, из которых следует, что оглашаемые из раза в раз слушали эти молитвы, в которых священник и поныне призывает Святую Троицу и просит Господа Бога изгнать из пределов сердца дух тьмы, который, конечно, не оставляет в покое христианина и после принятия им Крещения. Однако Крещение в корне меняет дело, потому что до вхождения нашего в Церковь лукавый действует изнутри, а Божия благодать, не насилуя нас, призывает нас к свету Господнему. После Крещения благодать Святого Духа, внедренная в самое сердце, поддерживает христианина, а лукавый со своими прилогами, соблазнами действует извне.
Эти заклинательные молитвы священники должны читать весьма внимательно, потому что многие подмечают: если священник дерзнет что-то упустить, то это отражается на жизни крещаемого человека, и очень пагубно.
Прочитаны заклинательные молитвы, лукавый дух нехотя покидает насиженное место, пришло время самих обетов крещения, которые я бы сравнил с присягой новобранца на верность Царю и Отечеству. Есть большая разница между гражданским лицом и военнообязанным. Офицер, принесший клятву на служение Родине, получает личное боевое именное оружие. В случае дезертирства его ждет военный трибунал. И крещенный человек – по природе воин. «Назвавшись груздем, полезай в кузов» – и лучше не произносить этих обетов, чем делать это легкомысленно, без внутреннего понимания, что и Кому мы обещаем, отрекаясь от служения гордыне, злобе, похоти человеческой, сопрягая себя со Христом, так, чтобы и верою, и правдою служить Царю земному и небесному. «Веруешь ли Христу?» – «Верую Ему, как Царю и Богу», – отвечает взрослый крещаемый, и, мне кажется, в этом ответе раскрывается монархическое сознание русского народа.
Да, действительно, у нас Царь в голове, мы предстоим всемогущему и всеблагому Богу, Царствию Которого не будет конца. И дай Бог, чтобы все, вспомнив свое Крещение, помнили, что они в буквальном смысле поразили диавола, эту гордую падшую тварь, копьем презрения. Ведь прежде сочетания со Христом священник повелевает христианину: «Дунь и плюнь на духа тьмы». И это символическое действие означает, что мы обретаем от Господа благодатную силу побеждать все козни лукавого духа. Все силы мировой тьмы бессильны в отношении христианина, который, осеняя себя крестом и призывая имя Иисуса Христа, призван господствовать над темной силой.

Именно погружение является правильным чином совершения Крещения

Священник перед Крещением помазует крещаемого маслом – елеем, – во исцеление души и тела, уже сообщающего определенную цельность нашим психофизическим силам. И после этого помазания – троекратное погружение. Отметим: именно погружение является правильным чином совершения Крещения. Когда во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в святые воды как будто Иордана и исходим из них, то таинственно сопрягаемся со смертью Христа на кресте и с Его восстанием из гроба, становясь участниками страданий Спасителя, то есть, пользуясь плодами Его искупительной смерти, мы выходим из купели Крещения совершенно очищенными от всех наших вольных и невольных грехов. Более того, через Крещение, как вы знаете, мы вступаем в живой союз с Богом, и последствия адамова преслушания, которое отозвалось многочисленными болезнями души: самомнением, гордостью, обидчивостью, склонностью к печали, унынием, расслаблением – всего не перечислишь! – нейтрализуется Божественной благодатью. Так что выходим из купели такими, как ландыш серебристый является по весне, как белоснежная горлица восходит к небу из своего гнезда. Это действительно возрождение личности христианина к общению с Богом.
Тотчас после Крещения батюшка совершает еще одно помазание. Это уже особое Таинство – Миропомазание, посредством которого энергия Святого Духа вселяется в очищенное Таинством Крещения естество. Священник помазует главные органы чувств со словами: «Печать дара Духа Святаго». И уже можно не бояться печати антихриста, о которой сегодня старушки на лавочках много рассуждают, если на нашем челе сияет светлая печать Христова – Животворящий Крест. Через помазование миром в сердце нашем начинает сиять Божественный огонек, искра Духа Святого, которая должна превратиться в пламя, то есть заквасить собою и интеллект, и чувственные способности, и чувства наши, эмоции, и волевой центр, и душу, и тело так, чтобы христианин весь был озарен действием Святого Духа.

«Крещение и принимается для того, чтобы Самого Христа сокрыть в своем сердце»

После Крещения мы призваны приобщиться Святых Христовых Таин. Крещение и принимается для того, чтобы Самого Христа сокрыть в своем сердце. И, повернувшись от идолов к живому Богу, от власти сатаны к власти правды и любви Божией, жить чисто, честно, благородно, прославляя Господа Иисуса Христа деятельным милосердием так, чтобы и наши мысли, и наши слова, и наши поступки – всё было направлено к прославлению Господа Иисуса Христа.
Таким образом, Крещение есть первый импульс, отправная точка, Крещение есть старт, благодаря которому мы получаем еще попутный ветер Божией благодати. В Крещении человек получает крылья молитвы и любви к Богу. Однако нас без нас Господь Бог не спасает. Человек, принесший Господу клятву верности и любви, уже стократ более ответственен перед Небесным Отцом, чем какой-нибудь Маугли, который жил в джунглях и не знал ничего, кроме тайн общения с мартышками. Вот почему, дорогие друзья, наша статья многих заставит переосмыслить прожитые годы. А если что-нибудь осталось для вас непонятным, приходите в любой храм к священнику с тем, чтобы, очистив совесть покаянием, вы обрели плоды Крещения, дары Святого Духа: мир, радость, любовь, энергию созидания во всей силе, – и были бы христианами не по имени, а по жизни.

Протоиерей Артемий Владимиров