Читаем Евангелие

  

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,

46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Комментирует священник Стефан Домусчи:

Сегодняшние чтение является окончанием беседы Христа с первосвященниками, которые возмущены изгнанием торговцев из храма. Спаситель подводит итог целой череде примеров, в которых Он показывает что первосвященники, не исполняющие подлинного смысла своего существования, своего первосвященничества, лишаются всех его плодов, лишаются даров Божиих из которых главный — Царство Небесное. Христос задает им вопросы, рассказывает им притчи, Он обращается к их сердцам, и в их реакции мы видим закономерность Его вывода: «Потому сказываю вам, отнимется от вас Царство и дано будет народу, приносящему плоды его».

Зачастую мы сразу задумываемся о причинах того, что произойдет, гадаем о том, что же это за народ, о котором говорит Христос. Однако, в первую очередь стоит расслышать страшную правду, которая кроется за словом «отнимется». Ведь отнять можно только то, что человеку принадлежит, что уже его, чем он обладает. Христос говорит первосвященникам, но в их лице всем из народа, кто ведет себя так же и делает тот же выбор. Говорит, что Царство не будет принадлежать им вечно, потому что они не приносят его плодов.

Слова эти чрезвычайно важны, надо только уметь их расслышать. Суть их в том, что Царство Божие не нечто внешнее, не место, не вещь, не то, что будет дано человеку как предмет обладания когда-то в будущем. Мы ведь обычно так и думаем: если вести себя хорошо, можно надеяться на милость Божию, на то, что Он вознаградит нас и пустит в Рай, в Свое Царство. На самом же деле, Сам Бог и есть Рай, жизнь с Ним и есть Царство. Народ, который заключил с Ним завет — был этому Царству причастен, настолько насколько было возможно для людей, живущих земной жизнью. Говоря о грядущем Царстве, мы бываем правы в том, что его реальность до конца, во всей полноте нами сегодня не ощутима и может быть познана лишь после воскресения мертвых. Но близость Богу, уже здесь и сейчас дает нам предвкушение этой полноты.

Но как достигается близость к Богу? Как подтверждается принадлежность к Царству? Ответ прост — плодами! Если человек является гражданином государства — он должен жить по его законам. Если ты хочешь быть причастен Царству — ты можешь получить его гражданство уже сейчас, но в отличие от земного, оно не сводится к формальности и не подтверждается никакими бумагами. Лишь тот, кто живет по воле Царя оказывается ему причастен.

Сказать такое народу, который уверен, что он единственный причастен Завету… Сказать такое людям, которые уверены, что Царство принадлежит им по праву рождения — это значило бросить им вызов.

Но ведь само христианство и есть вызов миру сему, вызов земному Царству.

Как часто, уже в истории христианства разные народы и даже целые империи называли себя христианскими. Мы и сегодня нередко слышим о том, что Бог как-то особенно относится к тем или иным людям и регионам… Все это само по себе не бессмысленно, потому что людям действительно проще верить, если они живут в культуре и чувствуют за собой выбор своих предков… Но в этом нет никакой механики и зависит от личного выбора каждого…

И сегодняшнее Евангелие говорит именно об этом: никакая традиция, никакая история, никакая святость предков, не может обеспечить христианство человеку, если он не обеспечивает его себе сам, своим ежедневным кропотливым трудом, своей любовью, сообщая миру любовь Божию.

Если народ не живет по-христиански, его невозможно заставить, ведь он живет как хочет, это его выбор. Выбор каждого человека, и тех, кто происходит из верующих семей, и тех, кто из неверующих. Нет обстоятельств, которые были бы решающими. Решение принимает сам человек. Погрязши в суете, мы не редко думаем о наследии нашей великой христианской культуры без того, чтобы задуматься где в ней наше собственное место? Как веду себя я? Как чужой и наемник или все же вся эта история тысячелетнего христианства имеет отношение ко мне? Сегодня многие думают, что крестившись в детстве или даже во взрослом возрасте, они раз и навсегда стали христианами и вступили с Богом в завет. Но завет предполагает усилие двух сторон, их решимость и ответственность. Бог действительно всегда верен своей любви, действительно готов сделать все для нашего спасения. Но всегда ли верны мы? Всегда ли мы помним о своем христианстве? Определяет ли оно наши отношения с ближними, нашу честность, правдивость, наше милосердие, нашу готовность помочь и быть жертвенными? Слушая слова Христовы, сказанные первосвященникам и фарисеям, задумаемся и о себе, каковы наши и лично мои отношения с Ним?

По материалам radiovera.ru