Толгская Тронная икона Божией Матери

  

То́лгская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет явленным в 1314 году епископу Ростовскому Прохору, и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а явленная икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа.

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной). Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф.Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто, а В.И.Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.

Иконография

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио*. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

«В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.»

* квадрифолио — символ приснодевства Богородицы квадратной формы, он ассоциируется с крестом.

О явленной иконе читайте:

Икона Божией Матери Толгская — 21 августа