История дня: открытие Петербургско-Московской железной дороги

  

168 лет назад, 13 ноября 1851 года открылось регулярное движение по железной дороге между Москвой и Санкт–Петербургом. Решение о строительстве железной дороги на этом участке было принято в связи с необходимостью разгрузить водный и гужевой транспорт. 27 мая 1843 года началось строительство старейшей в России и самой длинной двухпутной железной дороги в мире, длиной в 604 версты (645км). Построены были вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге, 34 станции и 190 мостов. Первый поезд из 6 вагонов отправился из Санкт-Петербурга в день открытия 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут, и через 21 час 45 минут прибыл в Москву. Именовался в то время этот участок железной дороги Петербургско-Московским. Вначале вокзал в Москве назывался Николаевским, затем, с 1923 года — Октябрьским, а в настоящее время — это Ленинградский вокзал.

Также в этот день была открыта телеграфная связь между Санкт-Петербургом и Москвой. Телеграф был революционным изобретением XIX века. Устройство для передачи сигнала по каналам электросвязи существенно ускорило процесс обмена информацией на больших расстояниях. Первый электромагнитный телеграф создал в 1832 году российский ученый Павел Шиллинг. 13 ноября 1851 года вместе с движением на Николаевской железной дороге было запущено телеграфное сообщение между Москвой и Петербургом. Практически всю работу по эксплуатации железной дороги выполняли воинские подразделения. Была сформирована телеграфная рота из 290 военнослужащих, которая обеспечивала телеграф.

Когда пассажирское регулярное движение ещё не было открыто, недалеко от станции «Клин» произошла первая железнодорожная катастрофа на этой линии. Дело в том, что в сторону Петербурга дорога делает поворот, она тогда была однопутной. Чтобы доставить письмо Николая I жене в Петербург, из Москвы отправили поезд не по расписанию. Телеграф ещё не работал, и машинисты встречного поезда из Петербурга не знали о встречном поезде. Начальство рассчитывало, что дорога почти везде прямая, «увидят свет фонарей — остановятся». Но на клинском повороте не увидели. Пострадали машинисты.

С открытием железной дороги ямские перевозки по Петербургско-Московскому тракту стали приходить в упадок. Клинские ямщики и владельцы постоялых дворов вынуждены были искать себе другое занятие. В результате экономического упадка почти прекратился прирост городского населения. Но вместе с тем железная дорога и реформа 1861 года по отмене крепостного права создали предпосылки для развития промышленности в уезде.

В 1861 году купец А. М. Монахов основал в Клину кондитерскую фабрику, просуществовавшую до 1917 года. В 1877 году недалеко от села Некрасина была основана Высоковская мануфактура, которая вскоре стала одним из самых крупных предприятий района. Ф.Ф. Эрисман, обследовавший фабрики и заводы Клинского уезда, подсчитал, что в 1876 году здесь имелось 342 заведения с 5385 рабочими.

В 1886 году клинским купцом В.Г. Орловым было построено заведение для производства аптечной посуды, которое размещалось в восьми бревенчатых постройках в конце Дворянской улицы (ныне ул. Папивина). В 1914 году образовалась фирма «Торговый дом братьев Орловых». Завод был значительно расширен, построены новые кирпичные здания для керамического и составного цехов. На предприятии стали производить химико-лабораторную посуду. В 1892 году на пустыре Литейной улицы возник другой, небольшой стеклянны завод И.М. Титова, который потом был продан С.В. Глинскому. В 1897 году на западной окраине города появился чугунолитейный завод Чепеля.

В конце XIX века в Клину были построены Торговые ряды, которые и сегодня украшают наш город. Они были возведены в 1886-1888 году по проекту архитектора С. К. Родионова. Такой проект был впервые осуществлен в уездном городе, а по своему размаху даже превосходил застройку торговых мест многих губернских городов России.