Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

  

Одну из древних чудотворных икон Божией Матери «Живоносный Источник» чтит в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь.

История, связанная с этим образом началась в V веке.

Вид с восточной стены Едикуле на двор и внутренний фасад Золотых ворот.

Од­на­жды во­ин Лев Мар­келл, бу­ду­щий им­пе­ра­тор, встретил в одной из рощ Константинополя, посвященной Богородице, слеп­ца, сбив­ше­го­ся с до­ро­ги. Выведя путника на тропинку и устроив его на отдых, Лев от­пра­вил­ся на по­ис­ки во­ды для сле­по­го.

Вдруг воин услы­шал го­лос: «Лев! Не ищи во­ды да­ле­ко, она здесь близ­ко». Удив­лен­ный, он стал ис­кать во­ду, но не на­шел, а ко­гда оста­но­вил­ся в пе­ча­ли и за­дум­чи­во­сти, снова услышал: «Царь Лев! Пой­ди под сень этой ро­щи, по­черп­ни во­ды, ко­то­рую там най­дешь, и на­пой ею жаж­ду­ще­го, ти­ну же, ко­то­рую най­дешь в ис­точ­ни­ке, по­ло­жи на его гла­за. По­том ты узна­ешь, кто Я, освя­ща­ю­щая это ме­сто. Я по­мо­гу те­бе вско­ре воз­двиг­нуть здесь во имя Мое храм, и все, при­хо­дя­щие сю­да с ве­рою и при­зы­ва­ю­щие Мое имя, по­лу­чат ис­пол­не­ние сво­их мо­литв и пол­ное ис­це­ле­ние от неду­гов».

Ко­гда Лев выполнил, что ему было велено, то сле­пой немед­лен­но про­зрел и без про­вод­ни­ка по­шел в Кон­стан­ти­но­поль, про­слав­ляя Богородицу.

Вход в нижний храм, где находится святой источник

Позже, став императором, Лев Мар­келл при­ка­зал очи­стить ис­точ­ник и за­клю­чить в ка­мен­ный круг, над ко­то­рым был по­стро­ен храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Он назвал этот родник «Живоносный Источник» в честь чудодейственной силы Богородицы.

Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил око­ло хра­ма, устро­ен­но­го Львом, но­вый храм, при ко­то­ром впо­след­ствии был со­здан мо­на­стырь.

После захвата турками Византии храм «Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка» был разрушен, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.

Праздник иконы Богородицы «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» совершается в пятницу Светлой седмицы в воспоминание об­нов­ле­ния одноименного кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма. По уста­ву в этот день со­вер­ша­ет­ся освящение воды с пас­халь­ным крест­ным хо­дом.

Живоносный источник

Начиная с XVI века в России появилась традиция, подобная греческой, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать Ее иконы, называя их «Живоносный Источник».

История развития образа

Первоначальным прообразом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» является древняя греческая Богоматерь, написанная по типу Никопеи Кириотиссы, восходящей, в свою очередь к ещё более древнему изображению Божией Матери, связанному с известным в древнем христианстве Влахернским храмом и почитанием влахернского образа Богородицы в виде мраморной статуи, находящейся недалеко от императорской купальни. Из рук статуи текла святая вода — агиасма.

Первое время списки с иконы «Живоносный источник» писались без изображения непосредственно самого вышеуказанного источника. Чуть позже в композицию образа Богоматери иконописцы начали включать изображение чаши, а в ещё более поздних списках иконы появляется и изображение фонтана либо водоёма. В русской традиции иконописцы изображали колодец, как символ источника.

XIII—XIV век
Одним из самых ранних изображений Богоматери Живоносный источник является Богоматерь типа Оранты, найденная в Крыму и относящаяся историками к концу XIII — началу XIV веков. Образ размещён на глиняном блюде с воздетыми в молитве руками.

XIV век
Более позднее изображение иконы, примерно середины XIV века, описывает церковный историк Никифор Каллист, повествующий об изображении Богоматери в середине чаши, похожей на купель или баптистерий и установленной над источником. В чаше изображена Богоматерь с Младенцем на лоне или груди (тип Кириотисса).

XV век

Богоматерь Живоносный источник на Афоне

Образ Живоносного Источника, написанный фреской письма мастера Андроника Византийца, находится в приделе церкви монастыря святого Павла на Афоне. Богоматерь с благословляющим Младенцем изображены в широкой чаше, по сторонам фрески надпись на греческом «Живоносный Источник». Фреска относится историками к первой половине XV века.

XVI век
В XVI веке на Руси, под влиянием греков, появляется обычай также освящать монастырские источники и посвящать их Божией Матери. Соответственно для часовен и купален, установленных над ними, также писались иконы Богоматери «Живоносный Источник».

XVII век
XVII век является периодом наибольшего распространения иконы подобного типа. В русской традиции иконописи икона подверглась дальнейшему усложнению композиции, что косвенно может свидетельствовать о снижении её первоначальной символической наполненности, восходящей к первоначальным, греческим образам, основанным на статуе Влахернской Богоматери с истекающей с рук святой водой. На иконах начинают появляться изображения кладезей с бьющей из них водой, по сторонам от Богоматери могут изображаться святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На переднем плане иногда изображаются одержимые недугами.