Читаем Евангелие

  

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 13-17

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Комментирует священник Антоний Борисов

У многих змеи вызывают панический страх. Сам вид этой рептилии рождает внутри какое-то содрогание, отторжение. И дело не только в ощущении опасности — понимании того, что змея способна ужалить (В конце концов, в мире существует довольно много ядовитых созданий). Но даже безобидные ужи почему-то излучают угрозу, от которой становится не по себе. Возможно — причина такого воздействия змей на человека сокрыта где-то в начале истории нашего мира. Первые люди, Адам и Ева, не боялись никого из живых существ — ведь все они были созданы Богом. В том числе и змеи. Но так уж сложилось, что именно облик змея избрал для себя дьявол, чтобы явиться Еве и искусить ее. Поддавшись уговорам злого духа, первая женщина сама вкусила от плодов древа познания добра и зла, а затем разделила эту греховную трапезу со своим мужем — Адамом. Первые люди вынуждены были покинуть райский сад. Затем Господь проклял змея, ставшего посредником в деле падения Адама и Евы. В тот момент физиология рептилии изменилась, она превратилась в ядовитое существо — стала живым символом отравы греха. Библия неоднократно упоминает о том, как жители Ближнего востока страдали от укусов змей.

В сегодняшнем чтении об одном таком эпизоде упоминает Христос — Он рассказывает слушателям, как многочисленные змеи напали на евреев во время их путешествия по Синайской пустыне. Господь послал через пророка Моисея иудеям средство спасения. Им стал медный змей — закрепленное на крестообразной подставке изображение рептилии, выполненное из меди. Укушенный змеей еврей, если с верой в Бога смотрел на медного змея, не умирал и исцелялся. Христос напоминает слушателям о медном змее не случайно. Через этот образ он пророчески говорит о собственной участи. Что подобно медному змею Ему придется вознестись, то есть оказаться на кресте. Почему же Спаситель сравнивает Себя и Свою миссию именно с этим образом из эпохи глубокой древности? Как кажется, вот по какой причине. Медный змей внешне ничем не отличался от своих живых сородичей. Христос Спаситель принял в полноте человеческое естество. В медном змее не было яда, а в Спасителе не было и нет никакого греха. Вид медного змея, хотя и избавлял от смерти, тем не менее, зрителя скорее пугал, чем воодушевлял. Поэтому змей после прекращения нашествия рептилий был иудеями уничтожен. Вид распятого Христа привел в ужас Его Матерь и учеников. Но в картине страшной казни они сумели разглядеть знамение великой победы жизни над смертью. Иконное изображение распятия присутствует теперь в каждом храме. Православные христиане носят нательный крестик на шее. Крест Христов воспринимается нами не как амулет или оберег. Он служит одновременно напоминанием о великой жертве Христа и молитвенным образом, обращая взгляд к которому в трудную минуту, мы получаем от Бога благодатную поддержку в борьбе с духовным ядом греха.

По материалам radiovera.ru