Святой Лонгин Сотник и копьё Судьбы

  

Августин в «Толковании на Евангелие от Иоанна» пишет, что, подобно тому как из ребра спящего Адама была сотворена Ева, из раны в боку спящего смертным сном Христа была создана Его Церковь. По Августину, вода и кровь, истёкшие из раны Христа, — символы святых таинств Крещения и Евхаристии (в воспоминание этого перед совершением Евхаристии во время проскомидии в вино добавляется вода).

В трактате «О Граде Божием» Августин соотносит рану в боку Иисуса с дверью Ноева ковчега, сделанной, по божественному указанию, «с боку его» — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства». В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина Центуриона (Сотника).

Копьё Лонги́на (Копьё Судьбы́, Копьё Христа́) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Копьё считается одной из величайших реликвий христианства,как и все орудия Страстей Христовых.

Согласно некоторым источникам, имя сотника — Кассий, а его полное имя — Гай Кассий Лонгин. Также Лонгин сотник известен и под другим именем — Примиан.

Помимо Лонгина Сотника в дальнейшем этим копьем владели сильные мира сего, но именно благодаря Лонгину оно стало так известно.

Церковное предание сообщает, что Лонгин, кроме того что был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики.

Лонгин сотник стал свидетелем крестных страданий и последних мгновений земной жизни Иисуса, распятого между двух разбойников. Он видел, как умиравший на кресте в страшных мучениях Христос молился Богу за своих мучителей и просил простить им их ужасное дело. Лонгин сотник переводил свой взгляд и на стоявших у креста в ужасном горе Мать Иисуса — Пресвятую Деву Марию и Его ученика ученика Иоанна. Сотник находился и под впечатлением той трогательной сцены, когда умирающий Сын Божий проявил любовь и заботу о Своей любимой Матери. Одновременно он слышал, как люди, за которых умирал на кресте Христос, смеялись над ним. Своими насмешками и издевательством они вливали новые капли мучений в чашу страданий Спасителя.

На глазах Лонгина сотника в момент смерти Иисуса яркие лучи южного солнца мгновенно исчезли. Их неожиданно сменила густая тьма, окутавшая Голгофу и весь Иерусалим. Лонгин был свидетелем не только затмения солнца, но и страшного землетрясения, распадения камней, открывшихся гробов и восставших из них мертвецов. В это время испуганный грозным мраком Лонгин сотник понял, что это было грозное Божественное предостережение всем распинавшим.

Видя все происшедшее на Голгофе и далеко вокруг нее, жители Иерусалима, включая распинателей-язычников и солдат-стражников из отряда Лонгина, были объяты страхом и ужасом. Страшное голгофское зрелище и Лик распятого на Кресте Иисуса произвели сильное впечатление на Лонгина сотника. Для него в этот час стала очевидной великая истина Божества Христова. И он в душе уверовал во Христа и всенародно произнес слова, слышанные им от других:

— Воистину Он был Сын Божий!

Святое Евангелие повествует об этом так: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,54).

Одна из легенд гласит, что Лонгин страдал катарактой. Во время того как он проткнул ребро Христа копьем, кровь и вода брызнули ему на глаза, и Лонгин исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником и великомучеником, покровителем всем страдающим глазными болезнями. Его память сегодня совершает православная Церковь.

Множество легенд и мифов существует вокруг фигур воинов, находящихся в тот страшный день при Кресте Господнем, пронзил ли именно Лонгин Сотник подреберье Христа или это сделал другой, также много и споров о том, с какой именно стороны был пронзён Христос, а уж о подлинности копья и говорить не приходится: в мире известно как минимум три копья Судьбы.  Достоверно об этом мы уже никогда не узнаем.