Образ Богоматери «Призри на смирение»

  

Икона Божией Матери «Призри на смирение» явилась чудесным образом на озере Каменном под Псковом в 1420 году.

Обстоятельства явления неизвестны, но предположительно икона была обретена псковитянами в утешение, когда они терпели большие бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича — морового поветрия и вторжения литовского князя Витовта. В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит:

«В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей».

В другом, более полном указании на чудесное знамение от образа, говорится:

«В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».

Следовательно, 29 сентября икона Божией Матери была перенесена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день.

В Троицком соборе пребывало много православных святынь, среди которых можно упомянуть чудотворную Чирскую икону Пресвятой Богородицы, сохранившуюся до нашего времени, Тихвинский образ Богоматери, множество ценной церковной утвари, княжеских грамот и других исторических и культурных памятников. Однако в описи ризницы Троицкого собора, составленной в XIX веке, уже отсутствует упоминание о старинной иконе «Призри на смирение». Так как Псков в описываемые времена часто подвергался опустошительным пожарам, можно предположить, что древняя чудотворная икона Божией Матери погибла во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий.

Списков с чудотворного образа известно немного. Один из них, конца XVII века, находится в киевской Флоровской Вознесенской женской обители, а второй помещен в главный храм киевского Введенского мужского монастыря.

Во Введенский храм список XIX века был передан в дар в 1992 году схимонахиней Феодорой (+ 1994 г.), которая хранила его у себя в течении 55 лет. Образ, установленный в специальный киот, привлекал к себе многочисленных верующих своей необычайной красотой.

В августе 1993 года лики Богородицы и Божественного Младенца чудесным образом отпечатались на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ней. В результате всестороннего исследования, проведённого киевскими учеными, было установлено, что изображение на стекле органического происхождения и является нерукотворным, при этом научного объяснения произошедшему чуду они дать не смогли. Стекло с чудесным отображением было установлено в отдельном специальном киоте рядом с иконой.

Иконописец игумен Алипий (Светличный), однако, отметил, что: «Это необычное явление, но не сверхъестественное. Вся проблема в краске и стекле. В 19 — нач. 20 веков повсеместно использовали белила свинцовые, а не цинковые, как сегодня. А стекло имеет важнейшим компонентом также свинец, и у него присутствует свойство притягивать молекулы свинца. Происходит реакция «перераспределения» тонов, когда свинец заполняет другое пространство на стекле, не находящееся прямо напротив самих белил. Потому нередко можно видеть подобный феномен, когда стекло располагается близко к изображению, и на нём «отпечатывается» в позитиве серо-прозрачное изображение объекта, писаного с белилами свинцовыми. Никогда не бывает цветного изображения, но всегда серо-прозрачное. Причём слои лака не препятствуют реакции, поскольку действует сила магнетизма. Вообще-то реставраторам этот феномен хорошо известен».

Указом Синода Украинской Православной Церкви 22 ноября 1995 года икона Божией Матери «Призри на смирение», пребывающая в киевском Введенском монастыре, признана чудотворной. Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к Пресвятой Богородице с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.

Иконография

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).

Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В  правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар — державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих.

Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления».

Молитвословия

Тропарь иконы «Призри на смирение» Киевской, глас 4

Необори́мая стена́ о́браз Тво́й и исто́чник чуде́с,/ я́коже дре́вле от Него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Пско́ву дарова́ла еси,/ та́ко и ны́не на́с от все́х бе́д и скорбе́й ми́лостивно изба́ви/ и спаси́ ду́ши на́ша я́ко любвеоби́льная Ма́ти.

Кондак иконы «Призри на смирение» Киевской, глас 3

Пренепоро́чная Де́во,/ отображе́ние Ли́ка Твоего́ чту́щих благода́рныя да́ры прие́млеши,/ живы́м и ме́ртвым помога́еши,/ гра́д и страну́ на́шу заступа́еши,/ и к Сы́на Твоему́ моли́твы прино́сиши,// и спа́саеши все́х на́с.

Величание иконы «Призри на смирение» Киевской

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чте́м святы́я ико́ны Твоея́// чуде́сное отображе́ние.