Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

  

Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1560-е гг.

Иоанн Предтеча, Креститель Господень, был последним пророком Ветхого Завета. Ему суждено было стать провозвестником, идущим впереди воплотившегося Сына Божия, возвещая о Нем людям. Пророками в Священном Писании называются святые люди, которые предсказывали и возвещали людям волю Божию. Пророки говорили не от себя, а по велению Святого Духа, поэтому каждое пророческое слово воспринималось народом как истина, сказанная Самим Богом. Народ нуждался в Слове Божием особенно в дни испытаний, потому что именно пророк мог открыть причину несчастий и указать путь к их преодолению. К моменту рождения Иоанна Предтечи прошло более четырехсот лет со времени кончины последнего ветхозаветного пророка Малахии. Рождение Иоанна Предтечи многие в Израиле связывали с началом новой эры в истории человечества, потому что само рождение этого человека было необыкновенным.

Евангелие свидетельствует, что Иоанн Предтеча родился в семье праведного священника Захарии и Елисаветы в городе Иудином — современном Айн-Кареме на окраине Иерусалима. Родители Иоанна Предтечи дожили до глубокой старости и не имели детей, что считалось наказанием Божиим и большим семейным несчастием. Елисавета была бесплодна и сам возраст супругов не давал надежды на рождение ребенка.

Праведный Захария был одним из священников Иерусалимского храма. По закону Моисееву священниками становились только потомки первосвященника Аарона. Таких потомков во времена праведного Захарии насчитывалось 24 рода. Согласно Евангелию, Захария был из Авиевого рода, названного по имени главы рода — Авия. Почти за тысячу лет до описываемых событий Царь Давид установил очередность в богослужении. С тех пор священники одного рода совершали служение от субботы до следующей субботы. Очередь служения того или иного рода определялось по жребию.

Рождение Иоанна Предтечи было возвещено праведному Захарии в иерусалимском храме. Ему выпал жребий богослужения у кадильного жертвенника, что считалось среди священников одним из важнейших священнодействий. Тот, кому доставалось это служение, признавался особо почтенным от Бога.

И вот, в тот момент, когда праведный Захария молился у жертвенника, явившийся архангел Гавриил предвозвестил ему рождение сына. Увидев Ангела, Захария смутился. Благовестие Захарии подробно описывает евангелист Лука: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом». Ангел предсказал Захарии, что его сын будет великим праведником и аскетом, своей проповедью обратит к Богу многих людей и подготовит их к встрече с Господом.

Отца Предтечи одолевают сомнения, и в ответ на слова Ангела он просит показать знамение, которое подтвердило бы, что обещанное действительно наступит. В наказание за сомнение Ангел налагает печать молчания на уста Захарии: он, священник, проповедник, должен молчать! И Захария онемел. «Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он обьяснился с ними знаками, и оставался нем». После выполнения своих священнических обязанностей, Захария вернулся домой. «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

Через шесть месяцев Архангел Гавриил принес Благую Весть Деве Марии о рождении Спасителя. От него Мария узнала, что Ее родственница Елисавета, бывшая «неплодною», зачала и находится уже на шестом месяце. мария поспешила к родственнице разделить с ней общую радость. «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».

Мария пробыла в доме Елисаветы три месяца до времени рождения Иоанна. Рождение младенца произвело радостное волнение среди соседей и родственников Захарии и Елисаветы. Милость Господня к Елисавете была велика: рождение сына после столь долгого бесплодия было делом необыкновенным.

По закону на восьмой день каждый младенец мужского пола проходил обряд обрезания, имевший большое значение в жизни древнего Израиля. Этот обряд стал особым символом завета Бога с Авраамом как знак отличия потомства Авраама от других народов, именно в этот момент ребенку давали имя. Обычно новорожденных называли в честь отца или уважаемого родственника, поэтому все пришли в недоумение, услышав о намерении Елисаветы дать своему сыну непривычное в семье имя. Захария также написал на дощечке: «Иоанн имя ему». Это неожиданное совпадение желаний отца и матери ребенка повергло спрашивавших в изумление. И сразу прошла немота Захарии: пророчество о рождении сына исполнилось, младенца назвали согласно с предсказанием Ангела.

Необычные события, случившиеся в семье Захарии и Елисаветы, испугали жителей горной иудейской страны: все понимали, что тут действовала высшая, божественная сила. Захария же, отец чудесного младенца, исполнился Святого Духа и пророчествовал, благодарил и славословил Бога за посланного в мир Мессию и за спасение Израиля, говоря о предназначении новорожденного Иоанна — стать Пророком Всевышнего.

И вот пришло Рождество Христово. Пришедшие поклониться новорожденному Младенцу волхвы спрашивали у царя Ирода, где родился пришедший в мир Мессия. Тем самым они сообщили Ироду о рождении Царя Иудейского. Испугавшись за свой трон, царь Ирод приказал убить всех младенцев от двух лет и младше в городе Вифлееме и окрестностях. Спасаясь, Святое Семейство отправилось в Египет. В апокрифическом сказании, Протоевангелии Иакова, рассказывается о спасении Елисаветы с младенцем Иоанном от воинов царя Ирода: «А Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их». Праведный Захария отказался выдать местонахождение младенца Иоанна слугам Ирода. «И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили».

Младенец Иоанн, ведомый ангелом в пустыню

О детстве Иоанна Предтечи ничего не известно. Его отец Захария был убит, его мать, престарелая Елисавета, умерла. Об Иоанне сообщается, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Научные реконструкции жизни пророка связывают пребывание младенца Иоанна в пустыне с практикой ессеев. Ессеи — одна из трех древнейших религиозно-философских школ, просуществовавших вплоть до разрушения Израильского царства римлянами в 70 году н.э. По религиозным взглядам, ессеи устранились от участия в политической жизни, поэтому вождями еврейского народа были фарисеи и саддукеи. Ессеи жили в пустыне и принимали сирот на воспитание в свою общину, что дает основание предположить, что особый образ жизни Иоанна Предтечи был воспринят им в среде ессеев.

Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, питался акридами и диким медом. Существует несколько вариантов истолкования слова «акриды»: один из видов саранчи или дикие растения, произраставшие в пустыни. Современные ученые склоняются к тому, что Иоанн питался саранчой (жареной или подкопченной). Римляни считали, что питание саранчой свойственно восточным народам.

Когда Иоанну исполнилось около 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить народу о скором пришествии Спасителя, чтобы через покаяние и крещение все приготовились встретить Мессию.

Рождество Иоанна Предтечи

Это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю.

Праздники, связанные с Иоанном Предтечей

В честь Иоанна Крестителя в Церкви есть несколько праздников:

6 октября – зачатие,

7 июля – рождество,

11 сентября – усекновение главы,

20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,

9 марта – первое и второе обретение его главы,

7 июня – третье обретение его главы,

25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

Народные традиции празднования Рождества Иоанна Предтечи — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, но многие традиции и обряды оказались очень живучими.