Державная икона Божией Матери

  

Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского

Сегодня, 15 марта, Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой.

“Державная относится к типу ”Панахранта” — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях.

Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом.

Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей в селении Перерва, на противоположном берегу Москва-реки напротив села Коломенское, во сне явилась Сама Богородица, велевшая женщине пойти в Коломенское и найти там Ее «черную» (то есть старую) икону, сделать ее «красной» (восстановить), чтобы люди могли молиться перед ней.

Во сне Евдокии было также дано видение некой белой церкви, на престоле которой восседала Матерь Божия с Богомладенцем Христом. Эта белая церковь из сна напомнила женщине храм в Коломенском.

С разрешения настоятеля Вознесенского храма, в его подвале, среди старых икон, Евдокия и отыскала похожий, явленный ей во сне, образ – на иконе было изображение Богородицы, восседавшей на престоле с Богомладенцем на коленях. В своих руках Матерь Божия держала царские регалии – скипетр и державу. По этому изображению икону и стали именовать «Державной».

Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве… В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери. После обретения икона была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые стали распространяться по всем храмам России.

Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию.

После революции 1917 года икона «Державная» хранилась в запасниках Государственного Исторического музея. Лишь только в 1990 году она была возвращена в Коломенское. Ныне чудотворный образ пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Интересные факты:

15 марта «делегаты» от русского народа вынудили царя Николая II, ставшим последним в династии Романовых, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения. А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича Романова  впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава. Скипетр, символ пастырского посоха, один из древнейших атрибутов царской власти, появился на Руси в конце XVI века, а вот Державу, символ власти над миром, отчеканенную когда-то на монетах с изображением кесаря Августа, русские люди впервые увидели в руках самозванного царя Лжедмитрия I. К торжественной коронации царя из династии Романовых была изготовлена первая пара царских регалий, которые мы сегодня можем увидеть в экспозиции музеев Московского Кремля.

***

Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».

***

Восстановление Храма Христа Спасителя в 1995 году начиналось с установки закладного камня с высеченной «Державной» иконой. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Именно эта икона была установлена в Храме Христа Спасителя в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как явный символ духовного единства.

***

У иконы есть множество списков. Самые почитаемые из них находятся в храме Вознесения Господня (г.Москва,улица Радио, дом 2) и в храме Илии Пророка (г. Москва, 2-й Обыденский переулок). Последний был написан в 1920-хх годах православным художником Николаем Чернышевым.

По материалам журнала «Фома»