День Святой Троицы

  

4 июня, воскресенье, день Святой Троицы — один из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре. Другие названия праздника: Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем событие, которое произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христова — Святой Дух сошел на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и отправились проповедовать Христа Воскресшего всем народам во всех землях.

Не зря этот день называют днем рождения Церкви.

Литургия на Пятидесятницу необычайно живописна: полы в храме выстилают полевыми травами, ветвями берез, в вазах стоят цветы. Благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей, коленопреклоненные молитвы — все говорит верующим о великом замысле Божием, о победе Христа над смертью, о Царстве Божием.

Духов День

Праздник Святой Троицы разделен на два дня. Первый день посвящён прославлению Троицы и воспоминанию о Сошествии Святого Духа на апостолов, поэтому его называют Троицыным днём. Второй же день воспевает Всесвятого Животворящего Духа и в честь этого назван Духовым днём.

Троицкая родительская суббота

Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота— день всеобщего поминовения усопших. В Троицкую субботу в храмах служится заупокойное богослужение, во время которого Церковь поминает всех преждепочивших православных христиан.

Традиции и обряды праздника

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы. Во-вторых, в  тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пяти­десятый день после исхода из Египта евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синай была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.

К празднику  хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.