Какой сегодня прекрасный день! Каждый день в нашей жизни – великий дар Божий. Я знаю, что у тебя много проблем, знаю, что сейчас, когда я заявляю, что этот день прекрасен, ты, может, собираешься ложиться на обследование, узнал о неприятных результатах, у тебя проблемы с ребенком, финансовые трудности. Но, невзирая на это, зная об этих проблемах, мы всё же утверждаем и верим, что во всем сокрыт премудрый план, что существует Божия любовь, которая бдит над нашей жизнью, покрывает нас, и всё, что происходит, – к лучшему. Иными словами, Бог сделал так, чтобы всё служило нашему духовному возрастанию и освящению жизни, помогало нам восставать духовно, подниматься, созревать, крепнуть. Иначе не бывает.
Бог сделал так, чтобы всё служило нашему духовному возрастанию
Конечно, мы пройдем через много трудностей, но, несмотря на это, в жизни есть красота, потому что всё, что тебя терзает, и ты бьешь себя в грудь, страдаешь и плачешь, – увидишь, что наступит момент, когда ты возрадуешься и, оглянувшись назад, на прожитое, поймешь, что самыми важными моментами, сделавшими тебя сильным и придавшими тебе мудрость, здоровье, силу и зрелость, были вот именно эти тяжелые моменты. Именно они заставили тебя задуматься.
Когда всё идет гладко, никто не задумывается, чтобы сказать себе: «Сегодня у меня всё прекрасно, я в отличном здравии. А почему это я так здоров? Боже мой, что Ты хочешь сказать мне этим здоровьем, которое даровал мне до сих пор? Может, Ты хочешь, чтобы я Тебя возблагодарил? Прославил? Боже мой, я вот сижу и целыми днями думаю: а почему я так здоров?» Кто-нибудь говорил так?
Ты когда-нибудь вообще задумывался, почему у тебя всё хорошо? Когда, например, у тебя были деньги, комфорт, ты садился, чтобы размыслить об этом и сказать: «А почему у меня сейчас есть деньги? Почему дела у меня идут хорошо? Почему у нас в магазине есть клиенты?»
В беспроблемные моменты жизнь становится плоской, гладкой, и ты о ней просто не задумываешься
Ты не размышляешь так потому, что в беспроблемные и легкие моменты жизнь становится для нас какой-то плоской, гладкой, и ты о ней просто не задумываешься. Но стоит появиться какой-нибудь болезни, испытанию, тому, что создает тебе трудности по жизни, – ты тут же начинаешь задумываться: «Ой, как болит голова! Боже мой, да что это такое?» Как только заболит голова, ты сразу же задумываешься о ней, о своем здоровье, и ищешь исцеления. А когда она столько дней не болела, ты и думать не думал о том, что у тебя она есть, в день же, когда начинается головная боль, ты о ней вспоминаешь.
Потому что хорошее здоровье не заставляет нас задуматься, благоденствие не дает нам повода к беспокойству, это делают только трудности. Они заставляют нас испытывать боль и всё, что мы называем неприятным, скорбным, что нас гнетет и ущемляет, но в конечном счете именно оно и укрепляет человека, возрождает, делает его другим и обновляет.
Когда я готовил беседу с таким названием: «Дни жизни уходят, а что делаю я?», то тема была объявлена заранее, и я стал получать по электронной почте письма. Люди писали: «Отче, нам тоже хотелось бы услышать это», «Ах, я понял, что вы хотите сказать! Дни моей жизни проходят, а что делаю я? Я знаю, что вы имеете в виду: что я не делаю ничего. Мы ничего не делаем и так губим свои дни». Другое сообщение: «Отче, вы для меня скажете это, для меня, чья жизнь катится безо всякого смысла и красоты. Я не делаю ничего».
Все ощутили, что эта тема сделает нас кругом виноватыми. И я понял, что у людей имеется огромное чувство вины. Попробуй скажи кому-нибудь: «Годы прошли, а что сделали вы?» – и тут же увидишь, как все начинают мрачнеть и, глубоко вздохнув, говорят: «Да, что сделали мы… Ничего мы не сделали! Годы прошли, а что сделали мы?» И я им говорю: «Да нет же, люди, эта тема не о том, я не это хотел вам сказать!»
И вот, придя на беседу, сначала я объяснил, что не надо смотреть на свою жизнь и годы, которые прошли и еще пройдут, с таким неприятным чувством, будто они – что-то прискорбное, тоскливое, отчего на тебя накатывает депрессия.
– А почему? А что такого мы сделали в своей жизни?
– Что вы сделали? Да очень многое.
– Но мы ведь совершили такие ошибки…
– Ну конечно, мы совершаем и ошибки тоже. А кто тебе сказал, что ты не будешь делать в жизни ошибок? Я вот что еще скажу: ну и что с того, что ты совершил ошибку? Ты ведь потом созрел. Понял свою ошибку, смирился, исправился, покаялся. Разве это так трагично – совершить ошибку по жизни? А что стало в итоге? Ведь именно эти ошибки и сделали тебя сильным и мудрым человеком. И сейчас ты можешь беседовать и давать советы, потому что был испытан, когда шел своим путем – путем между неудачами и успехами. Ведь в жизни бывает всё.
Когда ребенок приходит из школы, он кричит:
– Мама, папа, я вернулся!
А они говорят:
– А ну-ка, давай я посмотрю твою тетрадку!
И видишь ты в ней, к примеру, четыре ошибки. Он сделал ошибку в таком-то упражнении, на одной контрольной получил четверку, на другой двойку. Пожуришь его слегка, а сам себе говоришь, втайне, естественно: «Да он же еще ребенок! Пройдет и это». Не может он, к примеру, в четвертом, пятом или десятом классе быть самим совершенством. Ребенок учится. Если бы он знал всё, то не ходил бы в школу. А поскольку не знает, то вот и ходит в школу, а поскольку ходит, то у него будут и ошибки, зачеркивания, он будет путаться в некоторых задачах.
Не удивляйся, не пугайся, такова жизнь. Твоя жизнь – она хорошая! Она хороша со всем, что ты сделал, потому что всё, что ты делаешь, – прежде всего за этим следит Бог и делает так, чтобы всё оборачивалось тебе во благо. И твои ошибки, страсти, провалы, даже грехи Бог использует, чтобы через все эти риски привести тебя к тому, что ты обретешь себя, как блудного сына Он через все его блуждания и опасности привел к тому, чтобы тот снова нашел себя и путь домой.
Я надеюсь, ты понимаешь, что я не говорю тебе, чтобы ты совершал ошибки. Я не сказал, чтобы ты к ним стремился, не сказал, чтобы ты грешил, чтобы найти путь к Богу. Нет! Но просто это пока имеется, это пока происходит в нашей жизни. Да, у нас бывают такие вещи, ошибки, все мы допускаем ошибки, делаем неправильный выбор, совершаем неправильные поступки, вынашиваем неправильные мысли, делаем неправильные движения, да кто вообще не совершал ошибок? И как это замечательно – понять это, смириться и сказать:
– Я вот такой, я тоже делаю свои ошибки, малые и большие. Да, я такой, я человек, Боже мой! Ты ударишь меня за это? Накажешь меня?
И Бог говорит:
– За что? За что Мне бить тебя, если вся твоя жизнь заквашена на этих ошибках? Но ты ведь в конечном счете прозреваешь, поворачиваешь свое лицо вверх и говоришь: «Боже мой, помоги мне!» А поскольку эти ошибки помогли тебе стяжать самопознание, то ты теперь знаешь и понимаешь и себя, и брата своего, ибо ты уже искушен.
Однажды я спросил своего замечательного друга, филолога и мудрого учителя как в вопросах духовной жизни, так и в проблемах мирской жизни, г-на Ганотиса:
– Кто были ваши духовные учителя по жизни? Ваши старцы? Кто вас наставлял? У кого вы переняли духовную науку?
И он мне сказал:
– Самым великим в жизни старцем были для меня мои грехи и ошибки.
Я впервые услышал тогда этот ответ и понял, что он предельно точен, потому что в конечном счете нас учат именно наши собственные ошибки. Мы многому учимся на них. Однако в жизни бывают не только ошибки – в ней есть и очень много здравого, ты ведь делал и что-то хорошее. Если ты поймешь это, то скажешь Богу спасибо. Прошу тебя, смахни же скорбь со своего лица!
Ты скажешь мне сейчас:
– А легко ли мне сделать это? Это же не как кнопку нажать.
Нет, мы не нажимаем никакой кнопки, мы просто немножко меняем свои помыслы. Измени чуть-чуть свои помыслы! Запой немного пятым гласом, как говорит старец Иосиф в своих книгах: «Приди, чтобы нам с тобой спеть пятым гласом, гласом радости, и чтобы нас охватило это радостное настроение». Третий глас тоже радостен и исполнен воодушевления и славы. Итак, почувствуй себя по-другому, посмотри по-другому, взгляни на вещи по-другому, и твое сердце ощутит их иначе.
Ты ведь сделал столько хорошего в своей жизни! Создал семью – а если нет, я скажу тебе: погоди еще! Потому что ты говоришь: «Я даже семьи, и той не создал!» – и тебя тут же, прямо тут же охватывает горесть, и ты находишь, о чем поплакаться. Нет, дитя мое, нет, не плачься! Даже самую большую проблему, имеющуюся у тебя, ты можешь увидеть по-другому и опять же утешиться духовно.
Ты скажешь мне, что это психологический трюк, но это не психологический трюк, а подспорье нашему уму, сердцу, мышлению, когда мы меняем свои помыслы, чтобы изменился наш взгляд на жизнь.
Однажды мне позвонил монах со Святой Горы Афон, он жил в каливе, но у него был телефон. Под каливой я подразумеваю, что у него не было электричества, света, холодильника – стояла одна дровяная печь, а светил он себе свечами и керосиновыми лампами. И он позвонил мне, чтобы сказать, что печка его засорилась и дым стал валить прямо в комнату:
– Я открывал окна, но оттуда врывался холод, а их надо было открывать, чтобы вышел весь этот дым и вонь. Я чуть не задохнулся! И пока я сокрушался, отсиживаясь в библиотеке (вот как изменился его помысл, и он увидел всё в лучшем свете), мне на глаза попался старенький журнал с фотографиями измученных детей в Сомали и Эфиопии. И тогда я понял, что со мной ничего страшного не произошло, у меня всё хорошо! Пусть печка и засорилась, а комната пропитана дымом и сажей, и сам я чуть не задохнулся.
На то, что он считал трагическим, тот же самый человек, немного изменив свой помысл, взглянул по-другому. Всё это вопрос нашего внутреннего настроя. Твои глаза должны научиться видеть светлые тона в жизни, а не прилепляться безысходно к черному, серому. А ты именно туда и тянешься постоянно, и тебе хочется жаловаться, ныть, роптать по любому поводу. Да не делай ты этого! Если, конечно, тебе всё это не нравится.
Если же тебе это нравится и придает какой-никакой смысл твоей жизни, и ты говоришь: «Мне нравится быть постоянно таким, чтобы другие меня жалели, носились со мной как с измученным, исстрадавшимся человеком, жертвой суровой жизни!» Ну что же, если ты считаешь, что твое предназначение и задача в этой жизни – постоянно жаловаться, тогда ладно. Но только я не думаю, что Бог дал тебе жизнь для того, чтобы ты всё время утопал в ропоте, скорби и жалобах. Встряхни свой ум, подними немного голову и скажи: «Нет! Всё не так, я буду смотреть на это по-другому!»
Итак, ты совершил большие дела в жизни, например, создал семью. Разве этого мало, чтобы возрадоваться?
Ты скажешь: «А что я представлю пред Богом?» Что представишь? Свою семью. «Но я же не веду духовной борьбы!» А разве это не духовная борьба? «Но я же не хожу в церковь к семи часам, как вы». Ну, это понятно, что ты не можешь пойти туда к семи, так же как и я не просыпаюсь в шесть, чтобы приготовить завтрак и в семь отправиться на рынок, как делаешь это ты. Мы не можем все делать одно и то же. Но Бог и Его благодать, любовь и помощь тем не менее посещают и твои дела, Божия благодать проходит через твои руки и наполняет твой дом и твои занятия.
Одна мать сказала мне:
– Да что я такого делаю? Ничего не делаю. Жизнь пролетает день за днем, а я встаю с утра, готовлю завтрак для мужа, детей, отправляю их в школу, кладу им в сумки бутерброды, затем отправляюсь на рынок, делаю покупки, захожу в банк, чтобы оплатить какие-нибудь счета. Потом возвращаюсь домой и начинаю убирать, вытирать, готовить, стирать одежду, гладить рубашки. А что я в итоге делаю? Ничего! Вот так и прошли мои годы.
– Так да не так, – сказал я ей. – Всё, что ты сказала, – разве это не важно? Не существенно? Но только знаешь, в чем проблема? В том, что ты не делаешь этого от сердца, и твоя жизнь поэтому не получает смысла. Эти занятия надоели тебе, потому что ты не стараешься почувствовать в них что-то важное.
В самом деле, если ты живешь машинально и постоянно делаешь эти действия формально, монотонно их повторяя, не радуясь им, не любя, не видя в этом никакой красоты и качества, – тогда это действительно тяжело и изматывает. Тогда тебе действительно хочется бросить всё и положить этому конец. А если ты делаешь это с любовью, если, когда режешь хлеб, чтобы сделать бутерброд ребенку, скажешь: «Скоро этот хлебушек, который я держу, войдет в его тельце и станет плотью моего ребенка. Этот хлебушек станет его плотью. Этот хлебушек… Боже мой, сделай, да будет он ему во здравие!»
Вспоминаю блаженную Матрону, что в России. Люди шли к ней, а она осеняла крестом и благословляла воду и подавала им эту благословленную воду из своих рук. Так что же делала эта святая душа? Она осеняла крестом воду – родниковую, не святую воду, – а поскольку делала это с такой любовью, всем сердцем и с молитвой, то давала им обычную воду, а происходило чудо. Людям становилось легко на душе, и они чувствовали, что эта женщина совершает те же движения, что и все, но только совершает их с благодатью, любовью, из любви к Богу и ради спасения всех.
Позволь мне прочитать тебе кое-что, что я вычитал на одной стене. Там было написано: «Или любовь, или ничего!» Скорее, там было написано так: «Любовь или ничего!» То есть жизнь стопорится, если у тебя нет сильного желания, любви и радости. Здесь я имею в виду любовь в том смысле, что, что бы ты ни делал, надо вкладывать туда всё свое сердце, желание и любочестие, и тогда твоя жизнь будет прекрасной.
Вот сейчас, например, я веду эту передачу. Если я не хочу, если не могу, если мне трудно жить, если у меня нет желания говорить, то я не смогу этого делать. Важно начинать свой день и делать то, что тебе нравится, чтобы оно было тебе приятно, и ты говорил: «Это наполняет мою душу, доставляет мне удовлетворение, я делаю это с большим желанием!»
Бог присутствует в вещах, кажущихся нам прозаичными, банальными
Удивительно, что Бог присутствует в этих вещах, кажущихся нам прозаичными, банальными: хлебушке, бутербродах и глажке рубашек. Да, Бог – во всем этом. И горе нам, если мы верим в Бога, изолированного где-то на облаках и занимающегося нами только на Святой литургии, на богослужениях да еще в минуты, когда мы встаем перед Его иконой, чтобы что-нибудь сказать. Бог – это наше дыхание, Он в нашем дыхании, в нашем сердце, которое бьется, в нашей крови, которая циркулирует, в нервной системе, которая приводит в движение наше тело. Бог всюду и покрывает всё. Поэтому надо видеть и ощущать Бога всюду в своей жизни. Этого не мало.
Кто-то сказал мне:
– Я шел в церковь, слушал вас по дороге, и мне потом было там так хорошо.
Но Бог – Он и до того, как ты войдешь в церковь. То есть ты думаешь: «Сейчас я иду в церковь, чтобы встретить там Бога». А до этого что ты встречаешь? Ничего? Пустоту? Хаос? В твоей власти, если хочешь, ощущать присутствие Бога и в тот час, когда поднимаешься по ступеням, чтобы войти в храм, и до того, как вообще туда направишься: у себя дома, в машине, всюду. Это богословие жизни, дел, переживания.
Иногда Бог находится там, где ты и представить себе не можешь
Иногда Бог находится там, где ты и представить себе не можешь. Ты думаешь, что найдешь Его где-нибудь, а там Его не находишь. Почему? Потому что ты не идешь туда подготовленным всей своей жизнью, а идешь, словно с какой-нибудь волшебной палочкой, и говоришь: «Раз я туда пошел, то теперь уж почувствую всё!» Да не почувствуешь ты всего. Этим надо было жить и раньше, в другом месте, надо было ввести Бога во всю свою жизнь: в трапезу, сон, постель, баню, кухню, офис, библиотеку, сад, в самые сокровенные и личные моменты своей жизни, когда ты размышляешь, плачешь, любишь, молишься, радуешься.
А с того момента, когда ты почувствуешь это, в твоей жизни уже не будет дня, который не был бы превосходным и хорошим. Со скорбями, искушениями, опасностями – однако мы возьмем всё это, эти помыслы, изменим их и взглянем на жизнь так, как Христос на нее смотрит и как Он сказал, чтобы мы смотрели на нее: любящим Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28), т.е. всё приводит к хорошему результату.
Архимандрит Андрей (Конанос)