Молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу

  

Вопрос: Скажите, пожалуйста, существует ли молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу? Всю мою жизнь меня преследуют неудачи. Мне кажется, у меня такая невезучая судьба. Но я слышала, что молитвы святому Николаю творят чудеса…

Ответы священников:

Иерей Николай Петров клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москвы

Что меняет в лучшую сторону судьбу человека? Ответ только один – любовь. Наша любовь, оказанная другому. Любовь Божия к нам.
Так, конечно, и святитель Николай может изменить нашу судьбу, если мы его любим. А его любовь к людям и Богу засвидетельствована тысячами случаев. В службе ему даже говорится, что он «милостию Бога одолжи», то есть сделал Бога своим «должником» за все дела милосердия, которые святой совершил на земле.

Поэтому лучшей и самой действенной молитвой ко святителю Николаю будет та, которая выражает нашу любовь к нему, доверие, знание его образа жизни и милосердия. Я бы молился кратко: «Отче Николае, помоги» или «Отче Николае, защити». Можно добавить вначале то, что мы о нем уже знаем: «Святитель Николай, ты девиц от греха спас, и меня сохрани от…» или «Николай Угодник, ты воинов от смерти избавил, и меня избави от…».

Я, нося имя этого великого святого, часто обращаюсь к нему, например, покидая свой дом и свою семью, с такой молитвой «Отче Николае, побудь тут вместо меня», то есть вручаю своих родных его покрову, и пока по милости Божией моя вера не была посрамлена.

Можно, конечно, обращаться и своими словами с конкретной нуждой. Как, например, монахиня Тихона из Оренбургского монастыря, которая будучи еще некрещеной еврейкой как-то во время купания стала тонуть и закричала: «Русский Бог, Николай, спаси меня и я стану христианкой» (она даже думала, что святитель и есть Бог, видя почитание его среди русских). И в другой раз, когда она потеряла важный вексель отца, и вся семья должна была пострадать, она решила уже идти топиться, и помолилась даже так: «О, Николай, угодник, ведь ты мог бы написать вексель, и я бы непременно крестилась! Но где же тебе написать вексель! Это невозможно, и я должна умереть». И вдруг в руке ее оказался новый вексель…

Тем, кто хочет молиться церковными словами, я бы посоветовал читать тропарь святому «Правило веры…».

Главное не забывать, что мы должны почитать святителя не только на словах, но и своей жизнью быть похожими на него, раз мы его любим: быть чаще в храме, куда он приходил первым, и где он «верных благоухает лица», как сказано в службе, то есть наши лица и вообще всех нас делает радостными, духовно благоуханными, счастливыми.

Иеромонах Димитрий Першин: от магизма к единобожию

Далеко не всегда мы различаем Автора тех событий, что приносят нам мир, радость и разрешение проблем. Очень часто за чудесами мы не замечаем Бога, призывающего нас идти дальше к Нему, возрастая в любви. А ведь кумира можно сотворить себе изо всего, в том числе, и из Николая Угодника. Поэтому седьмой вселенский собор дал чеканную формулу: поклоняемся только Богу, а святых Его почитаем, ибо они прославили Бога в своей земной жизни и пребывают с Ним в жизни вечной. Сами по себе они не могут нам помочь. Но они ходатайствуют о нас Творцу. Как мать молится за своих детей, чтобы им двоек не наставили. Как дети просят ее молитв перед трудным экзаменом. И, конечно, материнская любовь не угасает в посмертии. И мать также просит Бога за своих детей и за чертой времени. И дети точно также помнят об этой любви и уповают на нее. Так и наши святые: заботятся о нас здесь и хранят нас там. Не сами по себе, но обращаясь к Богу.

Почему святитель Николай именуется Угодником и Чудотворцем?

Потому что в своей земной жизни он прошел сквозь муки — и не озлобился. В эпоху гонений долгие годы ему пришлось провести в заточении за веру во Христа. Он не предал, как Иуда, не отрекся, как Петр, не разуверился как кто-то иной, но прошел сквозь все эти скорби, молясь за палачей и помогая ближним. Стал епископом — и продолжил заботиться о людях. Вызволял из беды приговоренных к смерти, выручал бедняков, добивался от императора снижения налогов, в общем, делал всё то, что призван делать христианин. Но следуя Христу, неся свой крест, человек получает помощь от Господа. И уже не своими только силами, но окрыленный это благодатью, он исполняет дело своей жизни.

Перейдя черту времени, святитель Николай обрел это высшее дерзновение ходатайствовать пред Богом о нуждах людей. И действительно, как же нужно при жизни любить самых обычных, далеких от совершенства людей, чтобы после смерти стать Санта Клаусом, в которого играют не только дети, что естественно, но, что гораздо важнее, — взрослые, любящие своих детей.

Как молиться святителю Николаю?

Во-первых, на каждой литургии во всех православных храмах всех православных поместных Церквей мы во время проскомидии поминаем святителя Николая в лике святых епископов. Это всего лишь несколько избранных имен. И святитель Николай — в их числе.
Во-вторых, мы можем заказать молебен святителю Николаю о своих нуждах или о своей радости, когда наша просьба была услышана и всё устроилось. В последнем случае этот молебен будет именоваться благодарственным.
В-третьих, мы можем петь тропарь святителю Николаю утром и вечером, завершая молитвенное правило. В-четвертых, читать ему акафист. Нет какой-либо цифровой магии в почитании святых. Каких-то особых сорокоустов или круглогодичных поминаний, каковые сами по себе как волшебная палочка у Незнайки, сотворят с нами чудеса.
Наше собственное делание, покаяние, молитва, дела любви, Причащение Святых Христовых Тайн, хотя бы просто память о Христе и стремление жить по Евангельской правде — необходимое условие благодатных перемен.

Протоиерей Алексий Спасский настоятель храма иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице г. Москвы

Понятие “судьба” с православной верой как-то не вяжется, поэтому говорить об изменении судьбы через молитву – неправильно. Судьба как понимается сегодня? Как неотвратимый рок, как будущее, не зависящее от действий человека, предопределенное для него и его близких.
Мы, православные христиане, верим, что человек сам, своими действиями влияет на будущее, что от него и Бога, совместно, зависит его собственное будущее и его близких. Человек свободен – Бог дал ему этот дар свободы. Поэтому никакого предопределения и жесткого “рока” не может быть, потому что это есть несвобода.
Святитель Николай, как и любой другой святой, нам помогает, если мы искренне его просим с молитвой и верой, чтобы он поддержал своей молитвой к Богу о нас. Если человек думает, что многое зависит от конкретного текста молитвы, он ошибается. Любая молитва, которая находится в молитвослове или любых других богослужебных книгах о святителе Николае, может подойти для прочтения. Также можно молиться и своими словами. Важна вера.

Молитва с верой – это когда ты просишь и при этом веришь, что просимое исполнится. А если уже не хватает сил верить, то говоришь как в Евангелии отец больного мальчика просил: “Верую, Господи, помоги моему неверию”. И продолжаешь молиться. Еще одна притча – о неправедном судье – учит нас постоянству в молитве: женщина просила ежедневно о своем деле долгое время, и судья в конце концов согласился ей помочь не ради милосердия, а чтобы она перестала ему докучать. Если же человек понимает, что в нем нет такой веры, какая описана в Евангелии, в этих притчах, но есть большое доверие святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому, то и такую малую веру можно считать началом пути. Она тоже будет услышана.

Протоиерей Роман Бацман настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки Войно-Ясенецкого Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева

Судьба – это многозначный термин, который обозначает и предназначение человека в небесном и земном аспектах, и жизненный путь как исполнение или неисполнение этого идеального предназначения, и промысл Божий, и рок как неотвратимость или предопределение. По православному учению человек свободен от этого, и вообще не существует ни рока, ни предопределения.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что учение о судьбе (о роке) посеяно дьяволом (полное собрание сочинений, том 2, книга 2, «6 слов о судьбе и провидении»). Дьявол как противник всего самого наилучшего, особенно любви, если не может отвратить людей от молитв, то старается эту энергию людей перенаправить на себя, исказить смысл молитвы. А это легко сделать, если отношение к молитве магическое, как к заклинанию.

Такой взгляд формируется из-за неправильного подхода к жизни как к предопределённой: и это «предопределение» или судьбу человек и пытается изменить чем-то более могущественным, например, заклинаниями или молитвами в форме заклинаний или молитвами, к которым человек относится как к заклинаниям, а не как к живому общению, где само общение любви может быть даже важнее результата – выполнение или неисполнение просимого.

Часто люди забывают о том, что святые – живые и ждут живого отношения к ним.
Бог хочет, чтобы мы все спаслись. И в этом смысле у всех людей одна судьба – оказаться в Царствии небесном. Кроме этой общей судьбы всех людей личная судьба может быть многообразна. На этом пути нам помогают святые – они друзья Божии. И конечно, святитель Николай Чудотворец, который при своей жизни помогал очень многим людям и так устроил свой путь, что получил от Бога дар и другим людям помогать и после своего преставления. Но без нашего участия – духовной борьбы, покаяния – и святитель Николай не сможет нам помочь. Через исполнение заповедей Божиих, через молитву и участие в таинствах и рождающееся от них смирение мы можем получить исцеление в земной жизни и главное – изменить свою судьбу в вечности.

По материалам журнала «Фома»