5 октября — день памяти пророка Ионы
Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг — в них всё наоборот. Он говорит, вслед за пророком Наумом, о погибели Ниневии (Нине́ви́я — с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства, находилась на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр), но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка — оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.
Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).
Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.
Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.
Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.
Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды — но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»
Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить.
Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье — повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…
И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго — и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»
Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека — задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь — это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.
Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, — говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.
Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами — своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком — притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?
И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав — но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.
А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.
Ниневия — город крылатых быков
Некогда величественный город Ниневия сегодня — это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц — десятки и десятки тысяч.
Кто построил Ниневию
Этот вопрос и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии.
Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона) на территории современного Ирака, хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.
Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул.
Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение.
Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни — государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.
Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар — богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.
Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев.
Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.
Начиная с царствования Салмана-Сара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххери-бе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 — около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.
Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии.
В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)
В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии — последней столицы Ассирийского царства.
В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.
Царские развалины
В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?
Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 — не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.
Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.
В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.
Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.).
Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний — пятый — представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э.
Самый верхний — эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.
Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод.
Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов — стражников дворцовых врат.
Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой — она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них.
Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои — 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников — представителей различных народов.
Вокруг дворца Синаххериба — парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще — ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров.
Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.
Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом.
Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу — книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные — «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «ЭнумаЭлиш».
Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили…
Любопытные факты
■ Название холма, на котором стояла Ниневия, — Куюнджик — переводится с арабского прозаично: «овечий холм», или просто «овечка».
■ О том, что представляла собой Ниневия, можно судить по трудам античных авторов (Страбон, Геродот, Диодор Сицилийский), основанным на малодостоверных рассказах странствующих торговцев. Страбон и Геродот утверждают, что стену построили длиной более 90 км, а высотой — 25 м с 1500 башнями и столь широкую, что по ней могли проехать три колесницы в ряд. Вокруг стены прорыт ров шириной 50 м. Главная улица, именовавшаяся Дорогой процессий, была шириной 26 м (по другим данным — 50 м). Ниневия снабжалась водой из 18 каналов, забиравших воду из источников в 16 км от города. Пока не все античные данные подтверждены раскопками.
■ Согласно Библии (Иона. 4:11), в городе жило более 120 тыс. маленьких детей. Следовательно, население составляло приблизительно 600 тыс. чел.
■ Иракская мухафаза Найнава, в которой находятся руины Ниневии, является местом основного расселения ассирийцев в стране.
■ Хранилище глиняных табличек царя Ашшурбанипала в Ниневии — первая в мире систематически подобранная библиотека, в которой глиняные книги размещены в определенном порядке. Создавая библиотеку царя Ашшурбанипала, писцы по всей Месопотамии снимали копии с книг из государственных и частных собраний либо же сами «собирали» книги: хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Некоторые тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек.
■ Документов о ранней истории Ниневии практически не существует. Ветхий Завет в Книге Бытия предлагает считать основателем Ниневии Ассура — одного из сыновей Сима, сына патриарха Ноя: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию…» (Быт. 10:11). Гипотетическим основателем Ниневии считается также Нимрод, внук Хама, владевший Вавилоном. Или же вавилонский царь Нин — персонаж древнегреческой мифологии. Последний причислен к основателям города, вероятно, из-за созвучия имени с названием Ниневии. Писатели древности именовали царя также Нинос, Нинус, Нинуа или Нина. Согласно другой гипотезе, свое название город получил от имени богини-покровительницы.
■ В относительной близости от Ниневии обнаружены руины еще нескольких ассирийских городов: южнее — древний город Нимруд, к северо-востоку — Каремлес, к северу — Дур-Шаррукин с остатками дворца Саргона II. Четыре древних города находятся в вершине четырех углов параллелограмма длиной 50-60 км и шириной 20-30 км. Предположительно, эта территория и есть то, что древние именовали Великой Ниневией («великий город», Быт. 10:11) — областью вместе с названными местами. Тогда становятся понятными слова пророка Ионы из Ветхого завета: «… Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал…» (Иона. 3:3-4). Библия включает в Великую Ниневию также города Реховофир (Ребит-Нинуа), Ресен и Калах.
■ Ассирийские цари обустроили для себя несколько столиц, попеременно избирая своей резиденцией то Ниневию, то Калах. Причины на то оказались разные — от военно-политических до сугубо личных, о которых мы можем только догадываться.
Цифры
Площадь: 7,5 км2.
Стены дворцов: толщина — от 0,9 до 2 м.
Городская стена: длина — около 12 км, высота каменного основания — 6 м, кирпичная стена-надстройка (высота — 10 м, толщина —15 м).
Холм Куюнджик: высота — 20 м, длина — 800 м, ширина — 500 м.
Высота над уровнем моря: 225 м.
Население (древняя Ниневия): около 170 тыс. чел. (оценка).
Население г. Мосул: ок. 2 млн (2012 г.), до 1 млн чел. (2015 г.)
Удаленность: 44 км к северу от Багдада.
Общие сведения
Местонахождение: север Ирака.
Административная принадлежность: мухафаза Найнава, г. Мосул.
Первое упоминание: 3-е тыс. до н. э.
Столица: с VIII в. до н. э.
Разрушена: 612 г. до н. э.
Языки: арабский, курдский, ассирийский.
Этнический состав: арабы, курды (вкл. езидов), ассирийцы.
Религия: ислам (суннизм, шиизм), езидизм, христианство, иудаизм (до 2014 г.).