Семейные истории: Виктор Васнецов и Александра Рязанцева

  

Художник Виктор Васнецов считал, что не уделяет своей семье должного внимания. Слишком трудно ему оторваться от картин. Но жена Васнецова – Александра Рязанцева – всегда была рядом: и в жизни и в творчестве.

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника. Дед и прадед тоже были священниками. По семейной традиции Витю отдали в Вятское духовное училище. Но мальчик прекрасно рисовал и за год до выпуска уехал в Петербург. Поступать в Академию художеств. Витя легко сдал экзамены. Но от застенчивости не пошёл искать в себя в списках поступивших. А когда явился на повторные экзамены, выяснил, что уже год числится студентом.

Портрет Александры Васнецовой (Рязанцевой)

Будущая жена Васнецова – Александра Рязанцева тоже училась в Петербурге. Девушка из купеческой семьи, окончив гимназию, покинула отчий дом в Вятке и уехала в столицу. Поступила на медицинские курсы. Познакомились Виктор и Саша в библиотеке. Его поразили её глаза – строгие и необыкновенно добрые. Стеснительный Васнецов неожиданно для себя рассказал Саше всю свою жизнь. Девушка оказалась замечательной слушательницей. Он к тому времени уже был известным художником. Правда, его картин не покупали. Но Виктор не унывал. И собирался ехать в Париж.

Перед отъездом Васнецов сделал Саше предложение. Спросил: составит ли она его счастье? Саша ответила утвердительно и тут же предупредила, что хоть она из купеческого рода, состояния у неё нет. Фраза: «Перед вами бесприданница» вызвала улыбку у Виктора. «Бог поможет. И мы умеем работать», – успокоил он Сашу.

Вернувшись из Парижа Васнецов обвенчался с невестой. Их первый совместный капитал составил всего 48 рублей. Придумали план: снять комнату поскромнее и жить в режиме строгой экономии. Через несколько дней к Васнецовым заглянули друзья-художники Репин и Поленов. Принесли конверт, как они выразились «на обзаведеньице». Деньги разошлись быстро, а работы у Васнецова всё не было и он без устали бегал в поисках заказов. На всю жизнь запомнил художник один из первых семейных завтраков. Саша намазала маслом булочку и отдала её Виктору. А себе масла не взяла, сказав, что ей не хочется. Булка застряла у Виктора в горле. Но вместе с тем он понял: с такой женой ничего не страшно. И с утроенной энергией принялся искать работу. Решив, что Петербург не хочет его принимать, Васнецовы перебрались в Москву. В новом городе началась новая жизнь. Появились заказы и неплохие гонорары. Когда Виктор принёс Саше первые деньги, приятно удивлённая жена пошутила, что он ограбил извозчика. И радовалась деньгам прежде всего потому, что Витя теперь сможет купить краски.

Друзья Васнецова по-хорошему ему завидовали: семья у Виктора получилась замечательная. Умница и красавица жена. К тому же необыкновенно терпеливая. Весёлые дети. Их у Васнецовых было пятеро. Днём в квартире шумно от смеха и гомона. Вечерами – тишина: Александра Владимировна читала вслух Библию или Виктор Михайлович приобщал наследников к литературе: Шекспиру, Гоголю, Пушкину. Атмосфера в доме Васнецовых всегда была творческой. Каждое Рождество они устраивали спектакли. Дети писали пьесы, шили костюмы. Васнецов бросал работу и тоже присоединялся к предпраздничной кутерьме: помогал с декорациями и гримировал актёров.

Для полного счастья Васнецову не хватало только собственного дома. Он был мечтой художника. Виктор Михайлович хотел, чтобы дом походил на сказочный терем. И эта мечта сбылась. На каменный терем, правда, денег не хватило. Но и то, что выстроили из дерева, да ещё и практически в центре Москвы, заставляло знакомых ахать от восхищения. На втором этаже Васнецов устроил мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив: можно было работать, не расставаясь с семьёй. Рисовать, прислушиваясь к шуму с первого этажа, где хозяйничала Александра Владимировна и собирались любимые дети.

«Только в семье найдёт успокоение современный страдающий человек», – говорил Васнецов. Виктор и Александра Васнецовы прожили вместе 49 лет. Прожили в счастливом семейном согласии. Она – потому, что обладала удивительным даром быть преданной женой. А он – потому что был настоящим мужчиной, надёжным, ответственным и сильным духом.

Васнецов известен своими художественными работами на сказочные и былинные темы. Однако список тем его творчества обширен. Он писал портреты, картины на бытовые и религиозные темы. Написание портретов близких людей помогало Васнецову создать идеал национальной красоты. Он считал, что в портрете не надо ничего придумывать. Нужно лишь полностью видеть человека.

Фреска «Радость праведных о Господе» фрагмент

Религиозная тематика – одна из многих мотивов великого русского художника. Картина «Радость праведных о Господе» – ярчайший образец великого таланта мастера кисти. Его настенные росписи, посвященные 900-летию со дня крещения Руси, во Владимирском соборе – это, по словам самого художника, «путь к свету», которому он отдал больше десятка лет своей жизни. Именитый живописец Васнецов стал автором около 400 рисунков, а в общей совокупности покрыл живописными фресками около 2 тыс. кв. м. собора. Иконопись была для Васнецова истинным источником вдохновения.

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения Киевского Владимирского собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском соборе, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.