Разная похвала: как правильно хвалить поделки ребёнка

  

Казалось бы, что может быть более естественным, чем похвалить ребёнка за успехи? Однако, злоупотребляя формальной похвалой, мы сталкиваемся с тем, что дети воспринимают её как должное и она их больше не мотивирует. Взрослые не всегда понимают, как следует выразить своё одобрение, чтобы маленький художник почувствовал принятие и поддержку. Как похвалить ребёнка за рисунок, поделку? Стоит ли восхищаться работами, которые не кажутся нам красивыми? Чего следует избегать?

В статье психолог Юлия Гусева даст рекомендации, как правильно хвалить ребёнка и в качестве примера ответит на вопрос нашей читательницы. Оказывается, от ответов на вопросы почему и каким образом надо хвалить ребёнка, зависят наши взаимоотношения.

Ценность похвалы

Рисунок, аппликация, поделка из пластилина. Ребёнок обязательно показывает взрослым свои работы. И родители обычно активно откликаются, стараясь похвалить ребёнка, вдохновить его своими словами, вознаградить не столько за хороший результат, сколько за вложенный труд.

Типичный ответ таков: «Как красиво! Какой ты молодец! Просто замечательно!» Ребёнок получил удовольствие и старается снова и снова заслужить похвалу. Но это не так-то просто. Сначала нужно нарисовать рисунок, и только потом рисунок оценят. А рисовать долго. И ребёнок быстренько рисует каляку-маляку и несёт показывать взрослому. И снова получает поощрение. Только в первом случае ребёнок старался, а во втором — нет. А похвалу получил одинаковой интенсивности.

Бывает ещё и так, что ребёнок рисует один рисунок за другим и буквально каждые три минуты подбегает к взрослому, который раз за разом, помня, что детей нужно хвалить, искусственно восклицает: «Как хорошо! Как красиво!» Мало того, взрослый порой бросает лишь беглый взгляд и повторяет дежурные слова. Как ребёнок реагирует на такую похвалу?

Ему становится уже не важно, что он сделал. Он просто делает что-нибудь, чтобы услышать приятные слова. В такой похвале очень мало ценности. Ведь в реальности содержание деятельности ребёнка не очень интересно родителю, и ребёнок не получает полноценной обратной связи.

«Я вижу тебя»

Какими словами похвалить ребёнка? Лучше всего, поздравив его с выполнением задания, использовать в обсуждении результата феноменологический подход: описать то, что сделал ребёнок, найти какие-то особенности этой работы. И важно не оценивать ни ребёнка, ни результат его работы.

Например, вы видите рисунок с домиком и девочкой. Вы можете сказать примерно следующее: «Ты нарисовала домик и девочку. Домик жёлтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю».

Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо больше: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе, и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».

Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть некрасивым. И тогда ребёнок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично, и иногда важнее нарисовать что-нибудь страшное, нежели прекрасное. Ребёнок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка будут звучать скорее как непонимание ребёнка и даже пренебрежение к его внутреннему миру.

Если он приносит вам лист, почти целиком замазанный краской — как можно похвалить ребёнка? В этом случае взрослому лучше опять обратиться к феноменологии и сказать, например: «На этом рисунке много чёрного (зелёного, красного). Кажется, тебе хотелось всё зарисовать». Такие слова дают возможность ребёнку почувствовать принятие со стороны взрослого.

Давайте стараться не только хвалить работы ребёнка, но и видеть их.

Пресыщение восхищением

В качестве примера приведём ответ психолога Юлии Гусевой на вопрос нашей читательницы:

«Скоро нашей дочке 3 года. Она очень любимая, замечательная и чудесная во всех отношениях. С рождения у нас были небольшие проблемы по неврологии и очень истеричный характер. Я поощряла любую инициативу, восхищалась её рисунками (признаюсь, меня восхищают её психоделические картины). Восхищались бабушки, а одна бабушка очень любит говорить „Какая ты молодец, другие-то девочки так не делают, у других девочек такого нет”. Я сама понимаю, что это неправильно. Но я никогда не думала, что прямая похвала в возрасте до 3 лет может как-то негативно сказываться на воспитании ребёнка. С недавнего времени, когда Аня делает что-то хорошо, она просит: „Мама, скажи: молодец!”, для неё это буднично, обыкновенно, она часто слышит похвалу. Как мне хвалить ребёнка, какими словами выразить своё восхищение?»

Комментарий психолога

Действительно, похвала очень важна для ребёнка. Отсутствие одобрения деятельности ребёнка крайне негативно сказывается на нём. Но во всём важна мера, и поэтому избыток похвалы может быть вреден. Вы очень подробно описали последствия ваших действий и сами видите, что ситуация требует коррекции.

Сначала разберём, что вы делали не совсем корректно.

Надо ли хвалить ребёнка за любую деятельность? Ведь в этом случае получается, если вы не похвалите какую-то работу ребёнка, значит, она сделана плохо. Именно так сейчас и происходит. Девочка в обязательном порядке должна убедиться в том, что она сделала свою работу хорошо. Поэтому она и просит одобрения каждый раз. Не следует сравнивать ребёнка с другими детьми. Вы и сами в своём сообщении пишете о том, что считаете такое сравнение некорректным. Действительно, лучше сравнивать ребёнка с ним самим в более раннем возрасте.

А теперь перейдём к тому, как исправить ситуацию.

Отказаться от оценок одномоментно нельзя. Это будет сильной травмой для девочки. Сейчас вам стоит отказаться от формального оценивания. Вы пишете, что обычно говорите что-то типа: «Аня, это чудесно, мне очень нравится». Обратите внимание, что эти слова применимы к любому продукту деятельности (рисунок, лепка, аппликация и т. д.). В этих словах есть положительная оценка («чудесно», «нравится»), но в них совсем нет никакой содержательной составляющей.

Лучше, если вы будете говорить о том, за что конкретно можно хвалить ребёнка: «Аня, этот рисунок очень яркий. Небо получилось багровым. А вот это дерево как живое на ветру». Или так: «Цветы в вазе получились почти как живые. Даже кажется, что они пахнут. Эта ромашка очень нежная».

То есть важно говорить о содержании работы, а не просто ограничиваться словами «молодец» и «мне нравится».

Возможно, сначала девочка всё равно будет спрашивать, молодец ли она. Конечно, вы ответите, что да. Но через некоторое время содержательный отзыв ей будет важнее, чем просто слово «молодец».

По материалам сайта Монтессори. Дети. mchildren.ru