Перенесение ризы Господней в Москву (1625 г.)

  

История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его риза по жребию досталась одному из воинов, которые бросали жребий об одежде Христа.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху.

Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привез честную ризу в Москву в дар святейшему патриарху Филарету (1619–1633) от шаха Аббаса. Вручая патриарху Филарету золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, он сказал: “Государь мой Аббас шах прислал к тебе золотой ковчег, а в нем великого и славного Христа срачи’ца (сорочка)».

На расспросы патриарха Филарета посол ответил, что когда шах завоевал Грузию и взял Мцхету, “та Христова срачица была у митрополита заделана в кресте, и шах ее сыскал». В письме, врученном патриарху Филарету вместе с ризой Господней, шах извещал, что он, покорив Грузию, обрел эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

В день получения дара — 11 марта 1625 года (по ст.ст) — патриарх Филарет со всем священным собором стал осматривать ковчег. “И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди”.

Поскольку риза была прислана от иноверного царя, а “невер­ных слово без испытания во свидетельство не приемлется”, то стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно заявляли, что в их Церквах сохраняется предание о том, что риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

Митрополит Филарет (Никитич)

Но патриарх Филарет не был удовлетворен этими свидетельствами и пожелал иметь о святыне свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 года повелевалось: “Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных”.

Многие больные получали исцеление после возложения на них ризы Господней. По приказанию патриарха митрополит Киприан вместе с архимандритом Симонова монастыря Левкеем и игуменами Ильей и Евфимием собрал сведения о таких выздоровлениях; было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности ризы Господней. 27 марта честная риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Вскоре после этого для хранения “пребогатого сокровища” царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом был устроен медный шатер, который поставили в юго-западном углу Успенского собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла. Хотя риза Господня была привезена в Моск­ву в марте, но из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной ризы в Москве было установлено 23 июля по н.ст. — в канун возведения на царство Михаила Феодоровича. Службу празднику по бла­гословению святейшего патриарха Филарета составил митрополит Крутиц­кий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника Положения ризы Господней в Москве священнослужители выносили эту святыню на середи­ну храма для поклонения верующим.

Москва. XVII в.

Успенский собор Московского Кремля

По описи Успенского собора 1627 г., в соборе было три части ризы Господней. “На Гробе Господне ковчег серебрян золочен, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочен, а в ковчежце — риза Господа нашего Иисуса Христа; ковчеги оба запечатаны за печатью великого государя и царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси и отца его, великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и вся Руси. Киот серебрян, в нем часть ризы Господни лежит на Гробе Господне за печатью великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. Киот меншой серебрян золочен, в нем часть ризы Господни, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краем обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов…»

Из других мест описи следует, что одна часть ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Таким образом, уже в 1627 году на кипарисовом Гробе хранились три ковчега с разными частями ризы. Кроме того, частицы ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году Патриархом Филаретом малая частица ризы Господней была передана в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Праздник Положения честной ризы Господней торжественно совершался 23 июля (н.ст.).

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор для поклонения ризе Господней. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить ризу Господню в их жилища, где она полагалась на них для исцеления. Эти просьбы были настолько частыми, что риза была разделена на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в свои дома ризу Господню, стали отделять от нее небольшие частицы. Это проистекало из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но такое усердие приводило к ущербу для целости ризы, поэтому в 1681 году святейший патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: “Часть Животворящего Древа устроить в уготованном ковчеге и держать в соборной церкви в особом твердом, к тому устроенном месте, со всяким опасством, а Ризу Спаса нашего Иисуса Христа, все отдельные части такожде собрать и устроить во едином ковчеге и держать вкупе с частию Животворящего Древа и воздвигать единожды в год, в день спасительных Христовых страданий, еже есть в Великий пяток; а на просвещение православным христианам, приходящим в соборную церковь и в домы желающим имети прежний к тому устроенный ковчег с частью тоя Божественныя Ризы и Креста Его в прежде устроенном месте, на западной стороне в угле, и утвердить ныне соборным положением, чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять”.

Около 1627 года была написана икона “Положение ризы Христовой”, а по указу святейшего патриарха Иоакима от 1681 г. были изготовлены два ковчега для хранения ризы Господней. В первом из них часть ризы Господней хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую Пятницу, воздвигали в храме, и эта традиция бытовала до вре­мени правления Павла I (1796–1801). Впоследствии повелением императо­ра этот ковчег с ризой был перевезен в С.-Петербург. “Большая часть ризы Спасителя взята была императором Павлом I для хранения в соборе Зимнего дворца”, — читаем в одном из описаний московских святынь. Еще одна часть ризы хранилась в Петропавловском соборе, “в крепости”.

Второй ковчег с частью ризы по-прежнему оставался в Успен­ском соборе Кремля — “на просвещение православным христианам, приходящим в соборную церковь и в домы желающим”.

Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения: “Ковчег с ризою Господнею хранится вместе с другими ковчегами, вмещающими в себе св. мощи, — читаем в одном из описаний, — и ежегодно, 10 июля (по ст.ст.), в день празднования Положения ризы Господней, возлагается в шатре на Гробе Господнем, откуда во всенощное бдение выносится архиереем и ставится на налое для чествования”.

В 1698 г. в Москву прибыло посольство австрийского императора Лео­польда I (1658–1705). Это было время наибольшего сближения обеих стран в совместной борьбе против турок. Посольство находилось в Москве несколько месяцев; в 1699 г. в небольшом городке на Дунае был заключен Карловицкий мирный договор — между Россией, Австрией, Поль­шей и Венецией с одной стороны, и Турцией с другой. Россия получила Азов, Австрия — земли в Южной Венгрии, Польша — Подолию и Украину, а Венеция — некоторые земли в Греции и Далмации.

Членам посольства был оказан прием на весьма высоком уровне. Этим и можно объяснить то, что дипломатам-католикам посчастливилось ос­мотреть православные святыни Кремля. Один из членов посольства, Иоганн Георг Корб при посещении Успенского собора отметил в своем дневнике: “В этой церкви хранится частица ризы нашего Спасителя и рука св. Андрея, до сих пор невреди­мая, к которой мы прикладывались”.

Москва. XVIII в.

В 1701 г. Петр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Накануне предстоявших тяжелых испытаний царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте встречи ризы Спасителя, привезенной в Россию персидским посольством. Однако сама риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе.

Еще одним иностранцем, допущенным к осмотру церковных святынь Московского Кремля, был голландский путешественник Корнелий де Бруин (1652–1727). По словам голландца, царь Петр I, “еще бывши в Воронеже, приказал показать мне в Москве все, что заслу­живало внимания в церквах и других местах этого города”.

При осмотре кремлевских святынь (10 апреля 1703 г.) Корнелия де Бруина сопровождал Иван Алексеевич Мусин-Пуш­кин, — “главный смотритель монастырей”, то есть глава Монастырского приказа. Посещение Кремля инославный гость начал с Успенского собора, “в котором, как полагают, нахо­дится образ работы св. евангелиста Луки и риза Иисуса Христа, о которой воины, сторожившие Его, метали жребий”41.

В своих записках о Путешествии в Московию Корнелий де Бруин пере­сказывает предание, связанное с историей обретения ризы Господней на Руси. В его изложении нет чего-то нового, но оно интересно тем, что знакомит европейских читателей с чтимой на Руси святыней; в то время на Западе существовало предание о том, что риза Господня перво­начально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это “альтернативное” предание появилось в Западной Европе только в 1196 г., но уже в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии42.

Вот что сообщает Корнелий де Бруин: “Русские рассказывают, что Риза сия досталась по жребию одному воину из Грузии, который принес ее в свою землю и подарил там своей незамужней сестре; что сестра эта, при­нявшая такой подарок за весьма драгоценный для себя, пожелала, чтобы когда она умрет, с нею положили и Ризу, покрыв ее оной; что когда все это так сделали, то на ее могиле тотчас же выросло большое дерево; что далее персияне овладели Грузией и шах персидский, услыхав будто бы рассказ о могиле, приказал разрыть ее и вынуть оттуда сказанную Ризу, которую и увез с собою в Персию; что спустя несколько времени после того он отправил в Московию посольство, с которым послал и сию Ризу в дар великому князю Московскому как христианину; что московитяне, якобы желая удостовериться, действительно ли то была Риза Хрис­това, собрали всех слепых, хромых и иных калек, полагая, что если она настоящая Христова Риза, то, без сомнения, исцелит тех калек, и оказа­лось, что исцеление последовало, согласно с их надеждою; что с тех пор всегда хранили ту Ризу для того, чтобы пользоваться ею в подобных случаях, и никогда, говорят, не случалось, чтобы она не оказывала ис­целения”, — так заканчивает свое повествование голландский автор, заме­чая при этом: “Русские утверждают все это как истину несомненную, и потому-то я и заговорил об этом прежде всего другого”.

По описи 1701 года в Успенском соборе было пять ковчегов с восемью частями ризы Господней.

На протяжении веков святыни, хранившиеся в Успенском соборе Крем­ля, оберегались от чужеземцев, и они могли созерцать их лишь издали.

Москва. ХIХ в.

Не было доступа к ризе Господней и во время “нашествия галлов”, когда Москва была занята наполеонов­скими войсками. В брошюре, выпущенной к столетию Отечественной войны 1812 г., об этом говорилось следующее: “Более пострадал от неприятелей Успенский собор. Хотя главные его святыни — чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, корсунские кресты и другие священные предметы — своевременно были отправлены вместе с Патриаршей ризницей из Москвы (вся ризница в Вологду, а икона Владимирской Божией Матери вместе с иконою Иверской Божией Матери — во Владимир)”.

Митрополит Филарет (Дроздов)

После победы над Наполеоном Патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и риза Господня заняла свое прежнее место в Успенс­ком соборе. В августе 1837 года в Московском Кремле побывал великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II). В сопровождении митрополита Московского, святителя Филарета (Дроздова) он осмотрел крем­левские храмы; посетил он и “богатую ризницу Успенского собора, кото­рая вся была спасена от неприятеля”.

Под сводами Успенского собора наследник российского престола пости­гал историю чтимых святынь, обретенных родоначальником династии Романовых. “Под сенью медного, искусно изваянного шатра Филаретова расска­зывал митрополит великому князю, как принесена была в дар царю Миха­илу Феодоровичу и патриарху, отцу его, честная Риза Господня, кото­рую Шах-Аббас Персидский взял из Мцхетского собора в завоеванной им Грузии, и что ныне часть ее хранится в алтаре вместе со святым гвоздем и иными святыми мощами, часть же в петербургском придворном соборе”, — повествует А. Н. Муравьев, добавляя при этом: “Его высочест­во вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца пола­гают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на все его потомство”. Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи церкви Зимнего дворца в Петербурге.

Отсюда следует, что риза Господня находилась в ведении царской семьи и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению. Так, императрица Елизавета Петровна, вернув в 1743 году из ссылки своего фаворита — Алексея Яковлевича Шубина (бывший прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка был сослан на Камчатку Анной Иоанновной), пожаловала ему село Работки в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Выйдя в отставку в чине гене­рал-майора, А. Я. Шубин поселился в пожалованных ему Работках, где и умер. На прощанье Елизавета подарила ему драгоценный образ Спасителя и часть ризы Господней. Эти святыни сохранялись в церкви села Работки еще в 1880-х годах.

Повествуя о ризе Господней, А. Н. Муравьев отмечает, что ее “москов­ская” часть “хранится в алтаре”. Таким образом ковчег с ризой был изъят из-под медной сени и помещен на постоянное хранение в алтарь Успенско­го собора. Быть может, это произошло после того, как чтимая святы­ня была возвращена из Вологды, где сохранялась во время Отечествен­ной войны 1812 года.

Cанкт-Петербург. ХIХ в.

После того как Павел I перевез части ризы Господней в Санкт-Петербург, одна из них хранилась в церкви Спаса Нерукотворного образа, находя­щейся в Зимнем дворце, а другая — в соборном храме Петропавловской крепости.

17 декабря 1837 года в Зимнем дворце возник пожар, и святыни, хранившиеся во дворцовой церкви, подверглись большой опасности. Вот что писал по этому поводу современник и очевидец этих событий А. П. Башуцкий: “По вынесении во время пожара мастеровыми гоф-интендантского ведомства и нижними воинскими чинами всех вещей из большой церкви, в ней оставался образ Спасителя, на самом верху иконостаса. Посланные для снятия его, рядовой 10-го флотского экипажа Нестор Троянов и столяр ведомства гоф-интендантской конторы Абрам Дорофеев, презирая явную опасность и не смущаясь даже не только увещаний, но приказаний выйти из церкви, положили себе христианский обет: спасти во что бы то ни стало от огня святыню. Лестница, приставленная к иконостасу, была далеко-коротка, по чрезвычайной вышине его. Троянов не смутился этим; с неимоверною трудностью взобравшись на карниз, цепляясь за обламывающуюся резную работу иконостаса, он, благословясь, снял образ Спасителя; передал его товарищу Дорофееву, спустился, весьма скоро, и торжественно вынес с ним из пожарища образ”. (Впоследствии оба они получили по высочайшему повелению по 300 рублей, а Троянов, сверх того, был переведен в гвардию.) Часть ризы Господней и другие святыни также были спасены от огня.

…Летом 1698 г. царский стольник П. А. Толстой, совершавший путе­шествие по Европе, прибыл на остров Мальту. Будучи в Ла-Валетте, он посетил кафедральный собор святого Иоанна Крестителя, где поклонялся чтимым святыням. Среди прочих реликвий в соборе Ла-Валетты хранилась Филермская икона Божией Матери, десница святого Иоанна Предтечи, а также “Крест, в котором есть часть древа Христова Креста”. Упоминая о Кресте, П. А. Толстой приводит такие сведения: “В нем же две малые части некото­рой древней материи, а сказывают мальтийцы, что то есть часть от риз Спасителевых, видом лазоревы и стканы подобием крашенины толстой, реткой и нелощеной”.

По греческому преданию Филермская икона была написана в 46 году от Рождества Христова

В конце XVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. по­сол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петер­бург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 году мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука святого Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона и часть древа Животворящего Креста Господня были доставлены в Петербург в 1799 году.

Движимые чувством благодарности за оказанные ордену благодеяния и в знак подчинения своему новому магистру, 3 августа 1799 г. маль­тийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар Павлу I. Император принял депутацию; при этом он изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России. 12 октября 1799 г. со­стоялось торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь в Гатчину, где они были помещены в дворцовой церкви. Осенью того же 1799 г., с отъездом императорского двора из Гатчины, мальтийские святыни были перевезены в С.-Петербург. Вплоть до 1917 г. они нахо­дились в соборе Зимнего дворца. Можно предположить, что передавая Павлу I часть Древа Животворящего Креста, мальтийские рыцари вру­чили ее императору вместе с частицей ризы, находившейся в одном и том же кресте.

Александра Петровна Арапова, урождённая Ланская (1845—1919)

Частицы ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова — дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: “В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля (по ст.ст.), в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен.

Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с не­го обещание никогда не уклоняться от семейного обета”.

Век ХХ…

Драматической была судьба тех частей ризы Господней, которые пребыва­ли в Московском Успенском соборе. Вот как описывал корреспондент газеты “Берлинер Тагеблатт” Пауль Шеффер состояние соборов Кремля после “изъятия” церковных ценностей. В декабре 1922 года он сообщал: «Ущерба не описать инвентарной описью. Всего сильней и глубже действует утрата общего живописного эффекта внутренностей этих соборов, их мягкой и вместе гнетущей и смущающей таинственности. Ее уже нет. Бывало, здесь из тьмы (лишь наверху, близ купола, несколько разреженный свет) све­тили тысячи маленьких и больших свечей. Свет их играл на серебре, на золоте, богатых тканях, темных ликах святых, на тяжелых формах паника­дил, на тяжелых роскошных ризах.

С 18-го века укоренился обычай оставлять на виду только лица, руки и ноги святых, скрывая все остальное под золотом или серебром; но эти матовые панцири на всех стенах, у всех колонн и алтарей, на которых играл свет восковых свечей, более всего наполняли храмы неведомо от­куда притекавшей, торжественной, струящейся жизнью <…> Теперь все эти ризы сорваны. Даже с медных футляров, прикрывающих гробницы патриар­хов, сняты серебряные бляхи. Парчовые покровы свалены грудами или сложены в ящики.

Реквизиция и уничтожение церковных ценностей

Все лампады, паникадила и серебряные светильники сданы для переплавки. Оставлен только дар казаков, из отобранного ими у французов похищенного церковного имущества — массивный канделябр в Архангельском соборе в 400 кило весом. Пощажен “для образца”, чтобы видели, какое тут богатство было прежде. Оставлены и некоторые малоценные исторические достопримечательности. Но общее впечатление — ужасающей пустоты. С гробницы митрополита Петра сорвана серебряная рака, в которую было вделано изображение святого — теперь видны толь­ко голова, руки и стопы — на темной опечатанной доске. Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, — беспощаднее, чем фран­цузы в 1812 году. Забраны даже все священные сосуды, так как Кремлев­ские церкви бездействуют. Оставлены — потому что их невозможно было взять, — знаменитые двери с золотой резьбой в Благовещенском соборе. Но над дверьми собора с знаменитой иконы Христа Спасителя, перед кото­рой некогда молился Лжедмитрий, содрана серебряная риза, и видна лишь шероховатая доска, покрытая чем-то черным и липким, с чуть обрисовывающимся очертанием головы. И такими стали все старинные иконы XIV и XV вв.».

О дальнейшей судьбе “московской” части ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева. “По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора Святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженс­кой улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фон­ды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с больши­ми трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени, — пишет Н. Энеева. — Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драго­ценных металлов, где хранится и поныне”.

Еще одна частица ризы Господней находится ныне в московском хра­ме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святей­шим Патриархом Алексием I в 1951 году в связи с 250-летием со времени основания этой церкви. А патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от патриарха Александ­рийского.

Наши предки, благоговейно сохранявшие дарованную Православной Руси святыню, считали себя недостойными этого великого благодея­ния. “О, преславного чудесе! Каково Божие дарование Российстей земли даровася Риза, еюже безгрешный Господь одеем, сию неблагодарнии людие от дальных стран, яко дар некий, в царствующий град Москву принесоша”, — говорится в одном из песнопений службы на положение ризы Господней.

…В год двухтысячелетия христианства, впервые после 80-лет­ней безвестности, православные россияне смогли вновь получить доступ к величайшим христианским святыням, хранившимся до революции в собо­рах Кремля. С 19 мая по 24 сентября 2000 г. в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля были представлены реликвии, связанные со Страстями Господними. В числе этих святынь — Ковчег с ризой Богоматери, привезенный в Успенский собор в 1680 г. князем В. Голицыным. В конце XVIII — начале ХIХ вв. святыня была переложена в ковчег иранской работы, в котором в 1625 году шах Аббас прислал в Москву часть взятой персами в Грузии ризы Господней.

Здесь же можно было лицезреть и “Дионисиев” ковчег, содержащий святыни, привезенные в 1383 году из Константинополя святителем Дионисием Суздальским. В центре его расположена часть Креста Господня, а вокруг, в окошках-мощеви­ках, — святыни Страстей Христовых, в том числе — “часть хитона Господня”…

Начало III тысячелетия

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь

10 декабря 2003 года администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника “Спасский монастырь” сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции. Деятели культуры сразу же поставили эту находку на одну высоту с рукописью “Слова о полку Игореве”, обнаруженной двумя веками ранее в тех же хранилищах Спасского монастыря.

Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто, завернутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде Гроба Господня. Марина Леонидовна открыла крышку ковчега — в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с ноготь, но представляющий колоссальную ценность для всего христианского мира.

Эта частица ризы Господней в 1650 году была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения этой святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда частица ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.

Там святыня и находилась до 1922 года, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, все это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже их происхождение было искажено. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, чтобы спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы ее.

В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась повсеместно. Люди просто верили, что рано или поздно истинное значение этих ценностей обнаружится. Так и произошло. Научный сотрудник Ярославского музея “Спасский монастырь” Елена Бурдакова готовила очередную выставку и наткнулась на описание святыни в книге 1906 г. ярославского мецената Вахромеева. Случилось это на Пасху 2002 года. Администрация Ярославского музея обратилась в Министерство культуры с предложением передать частицу ризы Господней Русской Православной Церкви.

В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 года, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена на поклонение в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. И паломники, притекающие к святыне, читают молитву, в которой упоминается о ризе Господней,

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

Почти три столетия риза Господня сохранялась и почиталась на Святой Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, в чем повинны “новые неблагодарнии”, память о ней остается в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это дает надежду на духовное возрождение России: Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам.

По материалам сайта pravmir.ru