«Всех скорбящих радость». 7 фактов об иконе.

  

6 ноября церковь чтит икону «Всех скорбящих Радость».

Она прославилась многочисленными чудесами и очень любима в России, несмотря на свою молодость. Эта икона поистине утешительница и дарительница радости. Предлагаем 7 фактов о ней:

1. Для кого эта икона? Кто-кто, а скорбящие люди ни в России, ни на планете не переводятся. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» уже в одном своем названии дает надежду — и даже не надежду, а уверенность, что скорби будут преодолены и исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена. В одной из молитв перед этим образом так говорится о Богородице: «Больных посещение, немощных покров и заступница, вдовиц и сирых покровительница, матерей печальных всенадежная утешительница, младенцев немощных крепость, и всем беспомощным всегда готовая помощь и верное прибежище». Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо. В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить — и получают просимое по своим молитвам.

2. Московская версия. И по сей день в Москве стоит церковь, в которой совершилось первое чудо перед иконой «Всех скорбящих Радость» — храм Преображения на Ордынке, недалеко от Третьяковской галереи. Именно в нем в 1688 году исцелилась по своим молитвам родная сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Сама Богородица указала ей путь к исцелению: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего», — такие слова услышала Евфимия во время молитвы. С тех пор как икона проявилась как чудотворная — исцеления у нее не прекращались.

3. Петербургская версия. Петербург и Москва любят спорить друг с другом. Так и с образом «Всех скорбящих радость»: у Петербурга есть свой, не тот же, что в Москве — и спор этот разрешился однажды прекрасным образом, когда и петербургская икона стала чудотворить. В 1711 году святой образ был привезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Споры о том, чья икона старше, то есть является первым образом, иногда продолжаются в наши дни, но все же большинство исследователей говорят о том, что первенство за Москвой. Да и не так важен ответ на этот вопрос — обе иконы и списки с них являют чудеса и действительно дают радость скорбящим.

4. Чудо с грошиками. Именно так прославилась петербургская икона — «чудом с грошиками». Когда в 1888 году, 23 июля над городом Петра разразилась страшнейшая гроза, молния ударила в часовню, где хранилась эта икона, и выжгла все внутри. Стены и иконы на них были в ужасном состоянии, кружка для подаяний разлетелась вдребезги. Уцелела только одна икона, и удивительно, что с лика Пречистой спали позднейшие записи — то есть он как бы очистился. А двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новый чудотворный образ и получил народное наименование «Богоматери с грошиками». Петербургская икона отличается от московской: она лаконичнее, и Богоматерь на ней не увенчана царской короной и не держит младенца на руках… Но самое явное отличие, конечно — медные грошики, двенадцать штук, как бы дождем рассыпающиеся вокруг Богородицы. Иконописцы пишут их обычно желтой или коричневой краской. Главный петербургский образ находится сейчас в храме Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха».

5. Война и эпидемия. Иконы, и особенно Богородичные, участвуют в России не только в жизни отдельных верующих или приходов, но порой, во время тяжелых испытаний, в жизни всей страны. Так Казанскую Божью Матерь проносили крестным ходом вокруг осажденного Ленинграда, так цари присягали перед Владимирской и Донской…  И икона «Всех скорбящих Радость» участвовала в важнейших событиях русской жизни. Она была в рядах русских войск в Прутском походе 1711 года. А во время царствования Екатерины ІІ, когда в 1768 году в Петербурге свирепствовала страшная эпидемия оспы, императрица ходила к этой иконе на богомолье. И только после этого она решилась сделать прививку себе и наследнику Павлу Петровичу.

6. Киево-Печерский список. Князь Николай Святоша, первый святой из Рюриковичей, правнук Ярослава Мудрого, согласно преданию, принес в Киево-Печерский монастырь список чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость».  Этот образ поставили в больничной церкви, и он прославился многими исцелениями. Сказание говорит о том, что в Больничном монастыре неоднократно видели неизвестную женщину, после посещения, которой кто-то из больных обязательно выздоравливал.  И все же никто из больных не видел, как она приходила, а увидев Ее уже рядом с собой, спрашивал, кто Она, и получал ответ: «Я — скорбящих радость». Самым частым свидетелем чудесных явлений был, конечно, сторож, который, правда, не сразу понял, что за Посетительница приходит в их храм.

7. Изображение страдающих. Икона «Всех скорбящих Радость» — одна из немногих икон, на которых можно увидеть не только праведников, святых, ангелов, но и людей, страдающих самыми разными недугами — больных, нагих, обиженных, голодных, хромых, с гноящимися ранами… Тех, кого редко замечают окружающие, или тех, кем мы сами в разное время своей жизни являемся. Все эти люди толпятся внизу образа, и ангелы указывают им на Божью Матерь. И предстоящие и молящиеся перед иконой как бы сами участвуют в ней, ассоциируя себя с этими людьми и утешаясь теми многочисленными чудесами, которые произошли с ними. Списки этой иконы, хранящиеся в самых разных храмах — в Киеве и Тамбове, Москве и Петербурге, Твери и Воронеже, Вологде и Пскове — утешают тех, кому, кажется, нет утешения, и продолжают быть «проводниками» Божьих чудес.

Автор:Екатерина Оаро. Источник: «Русская Семерка» russian7.ru

Читайте также: Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»