ДЕНЬ ПАМЯТИ ИОННА ЗЛАТОУСТА, 26.11.2025

  

ИЗ ПОУЧЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА БОГ МИЛУЕТ ГРЕШНЫХ РАДИ ДОБРЫХ

А знаете ли, братия, какова сила добродетельных людей, подвизающихся и теперь в добродетельной жизни? «Аще обрящутся десять, – говорит Господь, – праведных, ради их дарую всем прощение грехов» (Быт. 18:32). Можно видеть, что все это происходит с целью не оставить никакого предлога к прекословию тех, которые стали бы бесстыдно рассуждать; ибо есть много безумцев, имеющих язык необузданный, которые хотят порицать суд Божий и говорят, например: почему сожжен Содом? Они-де, может быть, и покаялись бы, если бы им оказано было долготерпение. Поэтому-то Бог и наказывает такое умножение зла и такое уменьшение добродетели в толиком множестве людей, что нужен был бы второй такой же потоп, какой прежде покрыл вселенную. Но как было обетование Божие, что такое наказание уже не будет снова наведено, то Бог и употребляет другой род казни, вместе и Содомлян подвергая наказанию, и всем последующим родам подавая в том всегдашний урок. Они извратили законы естества, вымыслили странное и противозаконное смешение, поэтому и Бог навел на них необычайный род казни, за беззаконие их и самые недра земли поразив, и оставив самый памятник для последующих поколений, дабы они не отважились на подобные дела и той же казни не подверглись.Но поскольку и ныне есть, по благодати Божией, много людей добродетельных, которые, как тогда праотец Авраам, могут умилостивлять Господа, и если мы, смотря на самих себя и видя собственную нашу беспечность, справедливо признаем в мире великое оскудение добродетели, то за добродетели этих людей Бог и к прочим показывает долготерпение. А что дерзновение таких людей действительно бывает для нас виною долготерпения Божия, для убеждения в том выслушаем из этой самой истории, что говорит Бог праотцу: Аще обрящу праведных, не погублю града. И что я говорю – десять праведных? Там не нашлось никого, свободного от беззакония, кроме одного Лота и двух его дщерей. Ибо жена его, быть может, ради него избежавши казни в города, подверглась наказанию впоследствии за свое нерадение. Но ныне, так как по неизреченному человеколюбию Божию умножились дела благочестия, то и среди городов есть много сокровенных людей, могущих умилостивить Бога, а другие живут в горах и пещерах. И добродетель этих людей, хотя, может быть, и немногих, может покрыть грехи многих, поскольку велика благость Господа и Он часто ради немногих праведных благоволит даровать спасение многим. Но что я говорю – ради немногих праведных? Часто, когда не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он призирает на живущих ради добродетели умерших, и возглашает так: «защищу град сей… Мене ради и Давида ради раба Моего» (4Цар. 19:34). Хотя они, говорит, и недостойны спасения и ничем не заслуживают избавления от напасти, но как свойственно Мне оказывать человеколюбие и как Я готов всегда миловать и исхищать людей от бед, то ради Себя и самого Давида, раба Моего, сотворю им спасение. И таким образом муж, за столько лет прежде преставльшийся от сей жизни, делается виновником спасения для людей, погибавших от собственной беспечности.Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/zlatye-strui-ot-zlatyh-ust/#source