Православный календарь — Проповедь в Великий Пяток. Слово у Плащаницы Архимандрит Серафим (Кречетов), 18.04.2025

  

Как важно быть бдительными

Проповедь в Великий Пяток. Слово у Плащаницы Архимандрит Серафим (Кречетов) 

Сегодня Святая Православная Церковь переживает страдания Господа нашего Иисуса Христа за грехи мира. Именно грех является причиной страшной человеческой злобы – злобы диавольской. Как говорится в богослужебных текстах, «столп злобы богопротивныя». Если Церковь – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), то мир – «столп злобы богопротивныя». Против Спасителя выступает вся злоба мира. И Он обличает эту злобу. Ваш отец диавол, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Так Он называет диавола, так это и есть. Поддавшись злобе, человек теряет разум. Так же как одержимый пьянством или другими пороками, он становится безумным. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). Эти слова мы слышали в паремиях, которые читались Великим постом на богослужениях.Евангельское повествование о предательстве Иуды здравому человеческому разуму трудно понять. В богослужении есть такие слова: как же ты, Иуда, сделался предателем? Разве Господь отлучил тебя от апостольского лика? Разве лишил дарований? Или от трапезы отлучил? Или ноги не умыл вместе с остальными учениками (седален на утрени Великого Пятка, гл. 7-й)? Столько благодеяний Господа было на Иуде! Ведь он исцелял, как и все апостолы, ему тоже дана была такая власть. Больше того, на вечере Спаситель ноги умыл и Иуде. Господь явил Первообраз смирения. И, несмотря на это, не содрогнулось сердце предателя.Ныне прославился Сын ЧеловеческийКак говорит святитель Николай Сербский, человек находится на распутье, где действует сотворенный природный дух и где сталкиваются два противоположных духа: Дух Божий и дух адский (свт. Николай Сербский (Велимирович), «Царев завет»). И выбор делает сам человек. А когда этот выбор сделан, тогда дух овладевает тем, кто его избрал. Прямо говорится: …и вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да его предаст (Ин. 13:2). Сначала диавол вложил в сердце Иуды мысль о предательстве, а потом, сказано, «вошел в него сатана», и Иуда стал уже орудием диавола. Это страшная трагедия души, которая отпала от Бога и согласилась с диаволом. К тому же Иуда был пьян. В церковных песнопениях Великой Среды ясно об этом сказано: «…отонудуже и упився» (седален по кафизме на утрени Великой Среды, гл. 4-й).Когда Господь сказал, что один из учеников предаст Его, сказано, что «апостолы весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Иуда тоже обратился прямо ко Господу: «Не я ли, Равви?» Богу ведомо было это предательство, Он знал, кто предаст. И ответил: «Ты сказал» (см.: Мф. 26:22–25). Но сказано это было так, чтобы никто не мог слышать. Господь сокрыл имя предателя от апостолов и только одному Иоанну Богослову сказал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин. 13:23–26). Как говорят святые отцы, если бы апостол Петр это услышал, он убил бы Иуду. Мы знаем, что в Гефсиманском саду он извлек меч и бросился защищать Христа. Вот свидетельство непостижимых путей Промысла Божия.Почему отрёкся Петр?Этот пример дан нам на все времена, чтобы мы были бдительны. Ибо начиналось предательство незаметно, Иуда имел дело и с деньгами, был у него ковчежец, то есть ящик, куда жертвовали средства, а он ими распоряжался. Конечно, по указанию, но все-таки он все время был с этими деньгами. Видимо, Иуда был в ослеплении земного благополучия. А ослепление грехом помрачает рассудок, поскольку здесь уже действует нечистая сила. Иуда действовал, как тать в нощи. Вор предпочитает ночь, чтобы люди не видели его мерзкие дела.Этот страшный пример предателя Иуды говорит нам о том, что мы просто обязаны быть другими. Мы должны быть именно такими, о которых сказал Христос: …вы есте свет мира (Мф. 5:14). Так говорит Господь апостолам и всем Своим последователям. Мы должны всячески избегать Иудина состояния, а точнее, просто не допускать того, чтобы впадать в него. Ведь то, что происходило в те времена, происходит и всегда. Суд совершается точно так же, как когда-то он был совершен над Спасителем. Когда в начале прошлого века безбожники устроили так называемое «изъятие церковных ценностей» и люди, отвратившись от Бога, стали грабить храмы, причиной этому были опять же деньги. И суд над митрополитом Вениамином Петроградским был просто спектаклем, а сущность его была проста. Митрополит Вениамин сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, но что бы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» Он был расстрелян.Все эти евангельские события, которые мы сегодня переживаем, учат нас тому, чего нужно опасаться и к чему стремиться. Наши духовные наставники говорили просто. Отец Сергий Орлов, наш батюшка, часто повторял: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно от нас не исходило, нужно, чтобы его в нас не было. Если ты начинаешь раздражаться и у тебя, не дай Бог, появляется какая-то злоба, ты должен всеми силами бороться с этим чувством, с этим состоянием, потому что дальше будешь делать все не то и не так.Это наставление дается нам как раз перед окончанием поста. Остался только один день, Великая Суббота, а дальше будет Пасха Христова. И год пойдет опять своим чередом. Очень важно, чтобы то, что мы собрали за этот пост, послужило нам для укрепления в жизни – и в этой, и в будущей. Как говорил в свое время архимандрит Иоанн (Крестьянкин), нам надлежит малое доброделание. С малого все и начинается: не обратили внимания на какое-то свое немирное состояние, допустили одну мысль, другую, третью, а дальше покатился ком, наматывая на себя все больше и больше. Враг цепляется за мелочь незаметно, но всячески старается отвлечь, раздражить, сбить с пути.Каким же молотом нужно стучать по нашим сердцам???Даже вот и сейчас: служба идет, в ней такое глубокое содержание. А у одного в голове одно, у другого другое. «Когда же служба кончится? Что ж так долго?» Этого полно. Не только сейчас, в любое время это в нас есть. На самом-то деле даже пребывание в храме – уже милость Божия. Некоторые очень редко ходят в храм. Но если уж пришел, то хоть сколько-то побудь. Как говорил наш отец Сергий, душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. Шкала ценностей должна быть другая. Не временное, не преходящее должно у нас занимать первое место, а вечное.Вот уже прошел этот пост, время незаметно летит. И жизнь проходит, но мы редко об этом задумываемся. Однако от поста к посту что-то все-таки остается. Милость Божия такова, что Господь как-то старается нас пробудить, что-то нам внушить и ждет терпеливо нашего исправления. Поэтому мы и поем: «Долготерпеливе Господи, слава Тебе!» А нам сказано: …темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15:7). Уж потерпеть-то друг друга сколько-то можно. Господь всех нас терпит, а мы друг друга не можем. Когда возникает какой-то спорный момент, что-то такое вспыхивает, то, если сразу хоть сколько-то себя сдержать, даже просто помедлить, то через некоторое время понимаешь, что не так уж это важно. А немного погодя и вообще про это забываешь.Больше того, если что-то действительно начинает цеплять, то нужно постараться сходить и исповедоваться, спросить совета у своего духовного наставника. Это уже проверено. Пока дойдешь, иногда уже стыдно спрашивать, и получается, что спрашивать особо нечего. Конечно, можно грузить своими проблемами, но самому тоже нужно что-то делать. Как сказал отец Иоанн (Крестьянкин), за нас и без нас никто не совершит нашего спасения. Сколько – это другой вопрос, но каждый сам должен в деле своего спасения участвовать. Нужно трудиться над собой. Главное же – не раздражаться из-за мелочей. Ведь большая часть жизни – это преходящее и мелкое. Вот поэтому постараемся с Божией помощью хотя бы в чем-то малом – сдерживаться.2015 г.Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2025/04/18/kak_vazhno_byt_bditelnymi