7 августа Православная Церковь отмечает успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Известно, что святая Анна происходила из рода первосвященника Аарона, ее мужем был праведный Иоаким из рода царя Давида.
Анна и Иоаким, долго не имевшие детей, дали обет Богу о том, что если у них родится ребенок, они посвятят его Ему. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка – у них родилась дочь (мать Иисуса Христа), которую они назвали Марией.
После рождения дочери, праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет — их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Это произошло, когда Марии исполнилось 3 года.
Мария осталась жить и служить при Иерусалимском храме – там Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По Преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.
Вскоре после ухода Марии, Иоаким скончался, а Анна, еще несколько лет жила с дочерью при храме. По преданию, она умерла в возрасте 79 лет.
Как мы видим, о матери Пресвятой Богородицы сохранилось немного информации. Что конкретно мы о ней знаем? Об этом — интервью с филологом-библеистом, доцентом Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святителей Кирилла и Мефодия Михаилом Селезневым.
— Михаил Георгиевич, почему о жизни праведной Анны нам ничего не сообщает Библия?
— Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством или их отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения, Евангелие от Иоанна, после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например, Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус, какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению, мало интересовали.
У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла достаточно явления ему Воскресшего Господа, он не пошел к апостолам, знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из «плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)… Не это важно для него.
— А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?
— Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям, с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и опросить очевидцев.
Хотя свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о детстве Иисуса, о детстве Девы Марии, о Ее родителях. От столетия к столетию такие сказания становились все более детальными, более красочными.
В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но это не историческая правда, а правда символа, и следует говорить, прежде всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят, думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам для другого.
— Мы знаем, что у родителей Пресвятой Богородицы – праведных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей?
— Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности, практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах) меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной неожиданностью для слушателей.
Древнейший памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны – так называемое «Протоевангелие Иакова», написанное не ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных повествований (об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке). Особенно близки соответствующие строки «Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты, игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом.
— Известно, что праведная Анна родила, уже будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?
— Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.
— За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну?
— Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».