Рождество Христово

  

Около двух тысяч лет назад в маленьком городке Вифлееме недалеко от Иерусалима произошло величайшее событие мировой истории, которое сделало нашу планету смысловым центром всей Вселенной. Ведь именно на Земле Тот Бог, Который и создал космос, Сам стал творением — Человеком.

Зачем это произошло, с какой целью? Человек — высочайшее Божие творение, образ Божий, сотворен быть хозяином земного мира, как бы садовником в дивном и прекрасном мире, который назван в Библии раем (см. Быт. 2, 3).

В результате грехопадения — предательства Божией любви и духовного саморазрушения своей личности — человек утратил свое райское состояние, потерял близкую связь взаимной любви с Богом и стал подвержен физическому разрушению, болезням и в итоге — разложению своего тела на те земные вещества, из которых оно было составлено Богом (смерть телесная). Человеческий грех воздвиг непреодолимую стену отчуждения между человеком и Богом.

Сын Божий, сотворивший весь мир из ничего, в день Благовещения становится Сыном Человеческим в теле непорочной Девы Марии. Под Ее сердцем начинает жить Бог, ставший в Ней Человеком — Богочеловеком. В день Своего Рождества в земном мире Богочеловек входит в человеческую историю, чтобы ее переменить и направить в иное русло — к чистой и святой Вечной Жизни.

Иисус Христос, пришедший в мир людей полноправным Человеком, жил на земле, умер на Кресте и Воскрес для Вечной Жизни не только для того, чтобы открыть нам Свою Волю в Евангелии, но и дать нам Самого Себя, Воскресшего, Победившего смерть и вследствие Своего Вознесения ставшего доступным для каждого, кто ищет Его Самого, Его помощи и любви.

Искренняя молитва, вдумчивое чтение Священного Писания Нового Завета, старание исполнять Божию волю в своей жизни — все это приближает нас ко Христу. Личное участие в Тайной Вечере через церковное богослужение и Причащение на Божественной Литургии соединяет нас со Христом воедино в Его Пресвятом Теле — Святой Православной Церкви. И таким образом становится возможной реальная борьба с грехом во внутреннем мире христианской души. Очищение и духовное обновление человеческого сердца благотворно сказывается на том мире, в котором человек живет, включая состояние собственного тела, жилища, отношения с окружающими. Конечно, в данном случае мы говорим не о порыве души жить по-христиански, а о подвиге жизни ради Христовой любви, которая согревает и ободряет Его верных учеников.

Как чистый свежий воздух дает возможность плодотворнее жить живому организму, так духовный климат, который создается в результате искренних и доверительных отношений человеческой личности со своим Спасителем, создает возможность такой полноценной жизни на земле, которую ничто, никакие испытания и даже сама смерть не могут победить.

Православные христиане сорок дней Рождественского поста готовятся к встрече великого праздника — Рождества Христова. Наша цель — воздержание от гнева, раздражения и других страстей, то есть разных проявлений греха в человеческой жизни, для того чтобы очистить, насколько нам по силам, человеческое сердце. Добрыми же делами, хорошим отношением к людям, которые окружают нас и которых Господь ставит на нашем жизненном пути, надо нам возрасти в любви к Богу. Он как подлинное Солнце правды несет нам жизненные силы. Когда мы ожидаем очень дорогих для нас гостей, мы и комнату приберем, и одежду постираем и погладим, и сами помоемся и причешемся, чтобы гостям у нас было приятно и уютно, и чтобы они подольше у нас побыли. Нечто подобное должно происходить и в нашей духовной подготовке, когда мы живем ожиданием праздника Рождества Христова.

Событие великого праздника в Православной Церкви не просто вспоминается, а духовно переживается в реальном соприкосновении и даже, в некоторой степени, собственном участии в этом событии, в личной встрече в нашем сердце с Младенцем Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью. Такая встреча с Христом не только приносит нам великую радость, но и дает силы, помогает нести наш собственный жизненный крест и преодолевать многочисленные трудности.

Та Вифлеемская пещера, которая две тысячи лет назад была стойлом для скота, в настоящее время является важнейшей частью храма Рождества Христова в Вифлееме. Подобным образом и наша душа, которая очень часто заполнена всякой грязью и нечистотами, должна быть приготовлена для Богомладенца Иисуса Христа, Который хочет войти в нее и сделать ее великолепным храмом, где будет обитать Бог. Этого ждет от нас Господь. Поэтому будем прикладывать все силы, чтобы не только состоялась эта важная для нас встреча, но и чтобы Христос остался в храме нашей души навсегда. Тогда светлее будет становиться и тот мир, в котором мы живем.

Автор: Протоиерей Борис Балашов