14 февраля Церковь празднует день памяти святого мученика Трифона. Ко дню памяти мученика представляем вниманию читателей факты из жизни святого юноши.
— Святой мученик Трофон жил в IV веке в селении Кампсад, близ города Апамеи, во Фригии, азиатской провинции Римской империи. Теперь это территория современной Турции.
* * *
— Святому Трифону молятся от нашествия насекомых и укусов ядовитых змей. Это совершают в память о чудесном спасении жителей его родного селения от голода. По просьбе людей, совсем еще юный Трифон силой молитвы изгнал насекомых, истреблявших поля, обрекая людей на неминуемую гибель.
* * *
— Из жития святого мученика известен случай изгнания беса из дочери императора Гордиана (238-244). Бес, которого не смог изгнать никто из приходящих к девушке, сам известил кто может с ним справиться. После изгнания беса святой юноша заставил его явиться зримым образом — в виде черного пса. Многие видевшие это уверовали и крестились. В память об этом верующие молятся мученику Трифону об избавлении от злых духов.
* * *
— От юности Трифону Господом была дана сила чудотворений. Многим он помогал, но никогда не брал денег за помощь. Просил он только одной платы — веры в Иисуса Христа, силою Которого он исцелял.
* * *
— После восходжения на трон жестокого гонителя христиан императора Декия (249-251), святой Трифон был схвачен и жестоко мучим. После ему был вынесен смертный приговор, через отсечение головы. На месте казни юноша вознес горячую молитву Богу и испустил дух прежде, чем был занесен меч над головой мученика.
* * *
— Случилось это в Никее в 250 году, на момент смерти мучнику Трифону было не многим больше 20 лет.
* * *
— Тело мученика христиане хотели предать земле в Никее, где и претерпел мучения святой Трифон. Однако же, святой в видении повелел перенести его тело для погребения в его родное селение Кампсаду, что и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.
* * *
— В Русской Церкви мученик Трифон часто изображается на иконах с соколом в руке — после чуда, бывшего со слугой царя Ивана Грозного (про другой версии Ивана III) Трифоном Патрикеевым.
«Народное» московское предание, много раз перетолкованное, говорит о том, что «некогда государев сокольничий Трифон Патрикеев во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь — московский храм Трифона в Напрудном».
Народное предание нашло отражение в романе А. Толстого «Князь Серебряный», которое автор вольно перетолковал, приурочив события к правлению Ивана Грозного, к рождению которого Церковь в память о событии стояла уже более полувека:
«Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.
…
— Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит!
Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
— Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет».
Однако, историками установлено, что Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, вероятнее всего, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым (Трифона Патрикеева никогда не существовало) в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю.
В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном (именно в Напрудном, а не в Напрудной Слободе, потому как в те времена еще не было никакой Слободы, а было именно село Напрудное) — первый в истории Руси храм с крещатым сводом.
Возвел Храм Великий Князь Иван III, а не Патрикеев. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, — упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.
Вероятно, князь Иван Юрьевич Патрикеев молился Святому Трифону в «его» день по Святцам, так как молиться по сиюминутной нужде принято именно святому-покровителю данного дня.
Кроме того, святой Трифон почитается повсеместно именно как «укротитель» всякой твари (скота, птицы, насекомых). Разумеется, имеется вероятность, что событие могло происходить и не в данный день, а накануне, потому как молитвы обычно посылают не только в день памятования святого, а как и именины, — впереди следующим покровителям по дням Святцев.
Возможно, что между Днем святого и событием было и еще больше времени, потому как моление Трифону как покровителю всякой сельской живности было обычным в любое время. Трифон почитается покровителем «сельской живности» потому что на Западе его почитание связано с празднованием сезона сбора винограда (Трифон-Зарезан), и как «сопутствующее» — и всяки других сельхозработ и животных, а заодно и как укротителя вредных напастей урожая.
* * *
— На Балканах святой Трифон часто изображается с виноградной лозой в руке, так как по местному преданию, он был виноградарем.