Почему православным женщинам нельзя носить брюки?

  

Говорят, что  церковные каноны запрещают женщинам носить брюки. Однако во всем мире женщины давным-давно уже их носят, они стали традиционным предметом женского гардероба. И лишь православные, руководствуясь канонами тысячелетней давности, отказывают женщинам в праве носить эту удобную и практичную одежду.

О брюках ни в одном из церковных канонов нет ни слова. Есть строгий запрет на ношение одежды, традиционно принадлежащей другому полу. Но здесь речь идет не о собственно гардеробе, а о сексуальном позиционировании человека, который через определенные предметы одежды демонстрирует свою ориентацию. Именно об этом в Библии сказано: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор 22:5).

Почему в храм нужно ходить в юбке и платке? Я всю осень и зиму хожу в теплых брюках, иногда иду мимо храма — хочется зайти. Но одергиваю себя и откладываю до воскресенья, когда смогу «нарядиться подобающе»…

Протоиерей Игорь Фомин: «Действительно, в Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.
И все же лучше зайти в дом Божий в брюках и без платка, чем вообще не зайти. В более торжественных случаях — на праздничное богослужение, на причастие — будет замечательно, если вы оденетесь в женскую одежду. Но если даже у вас нет юбки и платка — ничего страшного, все равно приходите в храм, участвуйте в богослужении, исповедуйтесь, принимайте Таинства».

Мешают ли джинсы спасению

Автор: Владимир Легойда  (статья приводится в сокращении)

Начну с того, что юбка, брюки и прочая одежда — этот элемент культуры, а не веры. Если говорить богословским языком, брюки сами по себе не несут никакого  спасительного смысла. Равно как и вся культура в целом — т.к. не в ней совершается спасение. Спасение наше совершается Богом, смотрящим на человеческое сердце. Таким образом, спасение происходит вне пространства культуры.

С другой стороны, значит ли это, что культурные феномены совсем не важны, не играют никакой роли в жизни верующего человека? Думаю, что не значит. Иными словами, культура важна. Важна как оболочка, как подача содержания. Конечно, когда мы приносим человеку подарок в день рождения, главное — это внимание, это сам дар, а не обертка, которая играет, быть может, самую последнюю роль. Но тоже играет.

Я работаю преподавателем в институте и прекрасно пониманию, что то, как я одет на лекции, не влияет на ее содержание. Грубо говоря, я могу прийти на лекцию в рваных брюках, галстуке на голое тело и шляпе сомбреро. И говорить то же, что говорю, когда я «обычно» одет (костюм, галстук). Моя одежда не скажется на содержании лекции, но еще как скажется на ее восприятии. Будут ли студенты воспринимать меня, как обычно или начнут отвлекаться на мой внешний вид? Вопрос риторический.

Мы вообще часто склонны недооценивать символизм внешнего вида. Но правильно ли это? Вся культура человечества сущностно мифологична (в данном случае, под мифом я понимаю не вымысел или искажение действительности, а особую форму человеческого сознания, обусловленную культурно и исторически). Мифологична, а значит, символична любая униформа. И хотя не она делает человека профессионалом, нельзя недооценивать ее значения. Представьте себе гаишника, который стоит на перекрестке в клетчатых брюках, милицейской фуражке и машет батоном докторской колбасы, стремясь регулировать движение! Вы можете сказать, что я передергиваю, что я говорю о другом. Отнюдь. Почему, когда мы собираемся на работу, на учебу и т.д. (т.е. в места, гораздо меньше значимые и важные для нас, чем храм), то обращаем внимание на любую мелочь, а когда идем в церковь, то сразу с негодованием отметаем все внешнее: «Для Бога это не важно!» Конечно нет. Но ведь важно для ближнего!

Мне, как, думаю, и любому мужчине, намного сложнее сосредоточиться на молитве в храме, когда вокруг стоят женщины в коротких юбках и стильных брюках. Вы скажете — это моя вина, моя похоть. Опять соглашусь. Но неужели из-за этого женщины должны отказаться помочь мне преодолеть мои слабости, неужели должны захотеть стать соблазном? Апостол Павел в первом послании к коринфянам прямо говорит, что идоложертвенная пища не может осквернить человека, свободного в вере, так как «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8). Но тут же оговаривается: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 9, 13). То же самое можно сказать и про одежду.

Одежда — часть культуры. И к культурному ареалу тоже нужно относиться с уважением. Скажем, в русском православном храме в Лондоне многие женщины приходят на службу в брюках, там это мало кого смущает. Но практически все они, попадая в Россию, надевают юбки, когда идут в храм. Мне кажется, что это правильно. Недавно в нашем храме (Казанский собор на Красной площади) наблюдал молодых ребят-католиков. Одна из девушек, увидев, что женщины стоят в платках, сама надела на голову платок, хотя, судя по всему, была не замужем, и даже в строгом каноническом православном смысле, могла этого не делать. Но мне почему-то кажется, что в ее поступке было намного больше подлинной христианской любви и смирения, чем было бы в демонстративном нежелании подчиниться культурной традиции. Ведь христианская любовь проявляется в том числе и в правильном понимании культурных традиций, уважении их, в снисхождении к человеческой слабости. Получается, культура тоже имеет отношение к нашему спасению!

Мистическая Церковь, Церковь Таинств, в которых присутствует Сам Христос, не может остаться в прошлом и не должна идти в ногу со временем, так как временным является лишь этот постоянно меняющийся мир человеческой культуры. Мир Царства Божия, к которому мы призваны, вечен. И нет ничего неправильного в том, чтобы в преддверии вхождения в этот мир не идти в ногу со временем.

По материалам журнала «Фома»