День памяти 29 ноября
Братья Матфей (он же Левий, тогда люди могли иметь два имени) и Иаков жили вместе со своим отцом Алфеем в Капернауме. Капернаум располагался на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. За проезд по таким дорогам с купцов взималась пошлина. Мытарем — сборщиком податей — и работал будущий апостол Матфей.
Правоверные иудеи презирали мытарей — евреев, собиравших налоги в пользу римских завоевателей, богатых, дравших три шкуры со своих соплеменников. Каково же было удивление Матфея, когда проходивший мимо пророк Иисус обратился к нему со словами: «Следуй за Мною». И, раз и навсегда оставив все, Матфей последовал за Ним.
Матфей неотлучно пребывал со Христом до Его заключения под стражу, слышал все, о чем учил Спаситель, был свидетелем чудес и исцелений. Вместе с другими апостолами он видел воскресшего Спасителя и принял обещанного Духа-Утешителя в день Пятидесятницы.
Вдохновленный Святым Духом Матфей составил рукопись, в которой изложил все, что видел и слышал сам, будучи апостолом. Так у первых христиан появилось первое книжное свидетельство о Христе — Евангелие от Матфея.
Свой текст Матфей создал, предположительно, в начале 40-х годов н.э. в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. Он приводит множество значимых для них деталей, подчеркивает, как сбылись в жизни Иисуса ветхозаветные пророчества – это важно было для тех, кто ожидал Мессию, кто верил в Писание, которое мы сегодня именуем Ветхим Заветом. Лука и Марк, обращавшиеся к другим читателям, писали по-другому. Имеет свое значение и длинный список имен, родословие Иисуса, с которого начинается эта книга. Матфей с самого начала ставит повествование о Христе в контекст Священной Истории. Иисус – не дух и не ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.
В древности существовали свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас не дошел, и мы даже не можем быть уверены в его существовании – мы располагаем только греческим текстом этого, равно как и остальных Евангелий. Хотя Матфей писал для евреев, он хотел быть понятым не только евреями, да к тому же многие из евреев, живших далеко от своей земли, уже тогда перешли в повседневном общении на другие языки. Поэтому он, как и другие евангелисты, писал по-гречески, на языке межнационального общения того времени.
Матфей проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях, Сирии, Персии и Эфиопии. Проповедь апостола сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию эфиопской христианской общины, возглавлять которую Матфей поручил рукоположенному им епископу Платону.
В Эфиопии около 60-го года Матфей и принял мученическую смерть. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять апостола на земле и затем сжечь. Но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, и они сгорели. Матфей погиб, но сам Фульвиан обратился в христианство, был крещен епископом Платоном, приняв имя казненного им апостола.
Со временем, отрекшись от власти, Фульвиан стал епископом, сменив умершего Платона. А апостол Матфей стал почитаться Церковью святым — мучеником, евангелистом, свиделетем Христовым. Мощи его покоятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия).
По материалам журнала «Фома»