Нехватка времени и усталость — на самом деле вопрос расстановки приоритетов, на что мы хотим, а на что не хотим тратить время и силы. Можно в субботу вечером вместо того, чтобы смотреть телевизор или болтать в социальных сетях, отправиться спать (мне самому очень трудно отправиться спать, когда в интернете кто-то неправ; но ничего невозможного в этом нет) , и тогда утром в воскресенье у нас будет и время, и силы для того, чтобы отправиться в Церковь.
Но еще чаще люди говорят о том, что они не встретили в Церкви той любви и теплоты, которой бы хотели — и об этом нам надо поговорить гораздо подробнее. Мы все хотим, чтобы нас ценили, чтобы нашему присутствию искренне радовались, чтобы на наши нужды отзывались, чтобы нас внимательно выслушивали, чтобы наши недостатки великодушно терпели, чтобы наши провалы кротко прощали. Мы хотим, чтобы другие люди смотрели на нас не взглядом прокурора — в чем бы нас уличить, что бы поставить нам в вину — а с пониманием и любовью, которая способна увидеть в нас лучшее.
Если бы мы точно знали, где мы можем встретить именно такую любовь, мы бы устремились туда со всех ног — и часто люди приходят в Церковь, ища именно ее. Что же, они обращаются по адресу — Христос, наш Спаситель, любит каждого (и каждую) из нас именно такой любовью. Но Его любовь идет гораздо дальше — Он хочет сделать нас не просто получателями любви, не черными пятнами (или даже черными дырами) которые только поглощают падающий на них свет, но светилами, которые способны дарить свет другим. Мы призваны отражать Его свет, как капли росы отражают солнце, быть маленькими солнцами, в которых другие способны увидеть свет Того, кого Писание называет “Солнцем Правды” — Христа.
Для того, чтобы обрести ту вечную радость, для которой мы созданы, мы должны научиться быть утешающими, а не ищущими утешения, великодушными, а не требующими великодушия, внимательными, а не требующими внимания. Как говорит Господь, “блаженнее давать, нежели принимать». (Деян.20:35)”. Чтобы измениться — а мы должны глубоко измениться, чтобы войти в радость нашего Господа — мы должны быть готовы увидеть, что в нас нуждается в изменении, обнаружить “запинающий нас грех” (Евр.12:1) и начать избавляться от него.
Это нелегко, а без помощи Божией — совершенно невозможно, но мы должны научиться поступать прямо противоположно склонностям нашей падшей природы — тем самым склонностям, которые являются источником и временного, и вечного несчастья. Мы склонны оправдывать и защищать себя — и ради этого сурово осуждать других, чтобы выглядеть лучше на их фоне; мы должны, наоборот, научиться быть внимательными к своим грехам. Добродетели других людей заставляют нас чувствовать себя неуютно, служат нам укором — и мы склонны не замечать или даже энергично отрицать их. Мы должны научиться, напротив, с благодарностью видеть достоинства других и подражать им. Мы склонны считать, что другие нам должны — и яростно требовать своего; нам предстоит научиться тому, что именно мы должны поступать определенным образом, и быть благодарными за доброту других, когда мы ее встречаем.
Изменение своих привычек и характера, избавление от греха, возрастание в добродетели и мудрости — нелегкий труд. Святой Апостол Павел сравнивает его с изнурительной тренировкой атлета (1 Кор.9:25). Это было бы безнадежной задачей — но когда мы беремся за нее, сам Бог действует с нами и в нас, изменяя нас изнутри и совершая то, что для нас самих было бы совершенно невозможно.
“Ближний — это тот человек, кого нам заповедано любить, и который делает все, чтобы нам в этом помешать”.
И место, где Бог это совершает — Церковь. В Церкви мы встречаем тех, без кого мы не можем преобразиться — наших ближних. Существует известный афоризм — “Ближний — это тот человек, кого нам заповедано любить, и который делает все, чтобы нам в этом помешать”. Ирония этого высказывания в том, что оно метко обозначает нашу главную проблему — мы бы, конечно, любили нашего ближнего, если бы он по-другому себя вел, по-другому выглядел, разделял наши вкусы, одобрял наших друзей и ненавидел наших врагов. Но это отговорка — вроде ссылки плохого танцора на качество паркета. Мы не любим наших ближних по простой и очевидной причине — мы не имеем любви.
И в Церкви нам открывается возможность полюбить наших ближних — вот этих, реальных, живых людей с их немощами и недостатками. Научиться не смотреть на них взглядом прокурора, принимать их с любовью, служить им со смирением — относиться к ним так, как мы хотели бы, чтобы другие относились к нам. Бессмысленно требовать, чтобы Бог (или люди) устроили нам Церковь без грешников. Во-первых, потому что такая Церковь была бы закрыта для нас самих, во-вторых, потому что в ней было бы невозможно научиться любви, терпению, смирению и другим добродетелям. Если у Вашего ближнего нет недостатков, которые Вам следует великодушно терпеть, Вы никогда не научитесь великодушию. Хуже того, Вы никогда не обнаружите, что Вы его лишены и Вам следует ему учиться.
А великодушия, терпения и любви от нас поначалу требуется совсем немного — просто дойти до Чаши. Встать на путь спасения. Этот путь может быть трудным — но это единственный путь, который ведет нас к вечной радости.
Автор: Сергей Худиев, журнал «Фома»