Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, — непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю. Именно Петров пост оканчивается этим праздником.
12 июля Церковь вспоминает их преставление ко Господу. По преданию это произошло у них с разницей ровно в один год.
Празднуя этот день, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвернувшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Русская Церковь начала почитание апостолов Петра и Павла сразу после Крещения Руси.
Апостол Петр – один из двенадцати учеников Господа Иисуса Христа, до призвания носил имя Симон и был рыбаком. Его родным братом был будущий апостол Андрей Первозванный.
Апостол Петр был одним из самых преданных учеников Господа, и именно ему было отдано первенство среди всех апостолов.
Во время ареста и судов над Христом Петр трижды отрекся от Него, но потом покаялся и Господь простил его.
Известен святой Петр своими проповедями в Малой Азии, Северной Африке и части Европы.
Он принял мученическую смерть за евангельскую проповедь в Риме в 67 году. Ему присудили распятие на кресте, на котором он был распят вниз головой: он считал себя недостойным умереть так же, как Спаситель.
Апостол Павел до призвания носил имя Савл и был гонителем христиан. Он был образованным человеком и обладал правами римского гражданина. При жизни Христа он никогда с Ним не встречался. Обращение Павла ко Христу произошло, когда он был на пути в Дамаск, где хотел организовать очередные гонения. После этого он пошел в Иерусалим, где познакомился с апостолами, и за свою преданность получил наименование первоверховного апостола.
Известен святой Павел многочисленными посланиями, проповедничеством Евангелия и основанием многочисленных общин в Малой Азии.
Он принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году.
История празднования дня Петра и Павла
У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.
Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.
День Петра и Павла на Руси
Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.
Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов.
На Руси 12 июля считалось праздником рыбаков, ведь до призвания на апостольское служение Петр был ловцом рыбы. На Петров день заканчивался весенний и начинался летний рыболовный сезон. В некоторых областях 12 июля собирали деньги на большую восковую свечу — «Петру-рыболову на мирскую свечу». Свечу ставили в храме перед образом апостола.
Накануне праздника деревенская молодежь шла в поле, гуляла там всю ночь, «карауля солнышко», и встречала рассвет. Как считалось в народе, солнце в день Петра и Павла было особенным: играло разными цветами, переливалось, как радуга.
Иконография праздника Петра и Павла
Уже на первых иконах апостолы Петр и Павел нередко изображались вместе. Сначала фронтально, а с XVI века — обращенными друг к другу. Этот иконографический сюжет символизировал создание Новозаветной Церкви.
На иконе апостол Петр изображается простирающим правую руку в моленном жесте. В его левой руке — свиток и ключ на длинной цепи: («…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19).
В руках апостола Павла изображается книга, которая напоминает о том, что он — автор четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.
Журнал «Фома». Авторы: протоиерей Андрей Ефанов, Киктенко Елизавета