Чудесные христианские фрески из нубийского Фараса

  

К югу от Египта на Африканском континенте есть государство Судан. Древнее название этой страны – Нубия. Там среди безводной пустыни тоже протекает великая река Нил. И царей несколько тысяч лет назад там хоронили в пирамидах. Хотя культурное наследие этой страны не столь узнаваемо как египетское, Судан до сих пор преподносит сюрпризы. Один из них: христианские фрески, созданные древними нубийцами.

Сегодняшний Судан – мусульманское государство, где говорят на арабском языке. Христиан здесь совсем немного. Но так было не всегда.

1960 год. Египет при поддержке Советского Союза начинает строить большую гидроэлэктростанцию на Ниле вблизи суданской границы. Колоссальная плотина должна перегородить реку фараонов. Затоплены будут огромные пространства суши. Но как быть с уникальными археологическими памятниками? Неужели они навсегда скроются под водой? Правительства Египта и Судана обратились к учёным всего мира, чтобы они приехали на место будущего водохранилища и спасли всё, что можно спасти.

Холм в Фарасе перед раскопками

Из разных стран в Африку поехали исследователи древности. В их числе на территорию Судана прибыла группа археологов из Польши. В качестве места для раскопок поляки выбрали холм в местности Фарас, где думали найти развалины древнеегипетского храма. И действительно на глубине больше тридцати метров обнаружили строение. Но каково было удивление учёных, когда из темноты на них устремил свой взгляд Архангел Михаил.

Интерьер собора в Фарасе. Восточная стена северного нефа, Рождество Христово

Галерея «Фарас» в Национальном музее в Варшаве, вид в сторону апсиды

Раскопанное строение в Фарасе оказалось кафедральным собором древней нубийской церкви. На стенах собора было найдено 120 фресок. Вот ангел, спасающий трёх отроков в печи Вавилонской. Вот огромная сцена Рождества Христова. Вот Праведная Анна — мать Пресвятой Богородицы. В удивлении она приложила палец к устам.

Праведная Анна. Нубийская фреска из Фараса, VIII век. Национальный музей в Варшаве

Существует несколько версий того, что этот жест значит. Возможно, это указание святой сохранять тишину и молчание. В такой же Божественной тишине, по словам Игнатия Богоносца, совершались три таинства, связанные с житием Богородицы: её девственность, непорочное зачатие и рождение Мессии. Иная теория гласит, что жест связан с тихой молитвой святой Анны. В египетском монастыре в Бавите подобный жест представлен на картинах с изображениями монахов, которые читают Псалтирь. В египетских и палестинских монашеских общинах и некоторых сектах существовала молитвенная практика, во время которой молитвы произносились шёпотом. Молящийся держал указательный палец у рта, веря, что этот жест оберегает от злых духов, которые стремятся завладеть молящимся.

Найденные лики Христа, Божией Матери и ангелов – светлые, а изображенные рядом с ними цари и епископы – чернокожие.

Епископ Петрос под защитой св. Петра, Фарас, 4 четверть Х в., темпера по штукатурке

В Средневековье на территории Нубии было целых три христианских царства. Фарас был столицей самого северного из них. Еще в шестом веке благоверный византийский император Юстиниан и его супруга императрица Феодора отправили в Нубию миссионеров для проповеди Слова Божия. И почти тысячу лет здесь существовала христианская цивилизация, о которой никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке. Храмы расписывались фресками в византийском стиле. При церквах хранились книги на греческом языке, а с греческого делались переводы на нубийский – родственный другим африканским языкам. Со временем изолированная христианская культура растворилась в мусульманским мире, но по всему Судану до сих пор находят остатки нубийских церквей и монастырей. Собор в Фарасе – лишь самый известный и яркий из них.

Галерея «Фарас» в Национальном музее в Варшаве, фрески с изображениями ангела и креста

Что же стало с уникальными фресками? Археологи провели сложнейшую спасательную операцию, сняли изображения и не дали им исчезнуть под водой. Теперь часть из них хранится в столице Судана городе Хартуме. А другая часть в варшавском Национальном музее. Теперь каждый, кто оказался в Польше может приобщиться к искусству христианской Нубии и начать знакомство с её удивительной историей.

Галерея «Фарас» в Национальном музее в Варшаве, епископ Марианос под защитой Богоматери и Христа

Считается, что культ святой Анны был распространён в Нубии. В первую очередь связано это с тем, что Анна была матерью Марии, и, следовательно, бабушкой Иисуса Христа. По мнению польской исследовательницы Божены Межеевской, нубийки молились, прося у неё заступничества во время беременности и после неё, а также за здоровье своё и своих детей. О культе святой Анны в Нубии свидетельствует также наличие её второго изображения на втором слое штукатурки в том же нефе базилики в Фарасе. Эта фреска более поздняя. Изображена на нёй святая Анна на троне с маленькой Богородицей на коленях, возможно, во время грудного вскармливания. Сохранившиеся фрагменты фрески – спинка трона и надпись, которая описывает изображение – находятся в Национальном музее Судана в Хартуме.

По материалам radiovera.ru и Wikipedia.ru

О праведной Анне также читайте:

Православная Церковь чтит память праведной Анны