Читаем Евангелие

  

Евангелие от Мартфея, глава 9, стихи 14-17:

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении ученики Иоанновы и фарисеи подошли ко Христу и спросили Его о том, почему Его ученики не постятся. По сути, вопрос о посте это вопрос о том, почему их духовная жизнь отличается от жизни остальных? Привыкшие жить в общем ритме иудейского календаря, они полагали, что и здесь, в духовных подвигах главное соблюсти норму. Больше можно, меньше нельзя.

Однако духовная жизнь человека полна взлетов и падений. И как любой из нас ведет себя по-разному в разных ситуациях, так и в духовной жизни — одному требуется усилие, а другому необходимо ослабить напряжение.

Естественно, духовное состояние не знает расписания. Не могут все в одно и тоже время нуждаться в одних и тех же лекарствах… Наша духовная жизнь двусоставна, мы идем к Богу, и все вместе, и каждый по-своему. И поэтому расписание у всех может быть свое.

Однако, жить по своему расписанию могут не все. Очевидно, что есть и всегда были люди, которые достигли такой глубины молитвы, что молятся не по молитвословам. Но так же очевидно, что для многих и многих людей, молитвослов надолго останется единственным путеводителем в молитве. Гениальность существует, но большинство людей читают чужие стихи, та как их гениальность или даже просто мастерство проявляется в другом. Кроме того, практически всякий гений все равно начинает с азов, ведь большинство гениальных полотен, музыкальных или поэтических шедевров рождены в большом усилии и труде. Это так и в духовной сфере.

Если же человек не чувствует, что он уже способен к духовной жизни как творчеству, но понимает, что духовная жизнь важна, без нее вполне себя как человека он не реализует, он вполне может жить в общем ритме религиозного сообщества, которое от части и существует для того, чтобы привлечь своей организованностью и ритмом разных людей.

В вопросе учеников Иоанна и фарисеев, который обращен ко Христу, мы становимся свидетелями столкновения двух мировоззрений. Пост воспринимался как исполнение заповеди, которое было для любого верующего обязательным. В определенном смысле пост был чем-то похожим на субботу, на умовение рук… Он был частью закона, который не обсуждался.

Что же делает Христос, обращаясь к пришедшим с таким вопросом? Он показывает, что любое правило, которое дал Бог имеет духовную глубину… И самое главное — наступает время, и настало уже, когда к этой глубине можно подступиться. Это похоже на ситуацию в которой мастер, долго и муторно дававший ученикам задания копировать чужую работу, наконец, решил, что ученики готовы к тому, чтобы творить самостоятельно.

Нравится это не всем, потому что не все к этому готовы… Потому что копировать проще, чем творить самому, да и не многие оказываются к этому способны.

В то же время интересно, что Христос не отменяет поста совсем. Он не говорит о том, что пост устарел, ничего подобного… Он говорит лишь о том, что духовное состояние человека может быть разным и средства, которые применяются в его духовной жизни должны им соответствовать.

Значит ли это, что каждый из нас нуждается в своем пути? И да и нет. Мы все встаем и падаем и в помощь нам Церковь задает некоторый ритм постного пути и аскетического делания… Важно другое, соблюдая общий в том числе и постовой ритм вместе со всей церковью и в послушании ей, мы уже не должны воспринимать пост как внешнее правило, но должны видеть в нем время духовного творчества, глубокого, осмысленного и ответственного.