Читаем Евангелие

  

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17:

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист:

Я рискую навлечь на себя бурю гнева и неудовольствия, но тем не менее не могу не сказать, что мои, и не только мои, наблюдения говорят о существовании обратной зависимости между умилением перед кошечками с собачками и отношением к человеку. Чем выше степень умиления перед животными, тем меньше милосердия к человеку. Эта зависимость имеет множество исключений, но не заметить ее невозможно. Такая позиция, как правило, аргументируется тем, что животные не имеют в себе греха и чисты, а человек всегда грешен и то, что с ним происходит — следствие его же греха, так что пусть страдает во искупление своих прегрешений. Видимо, схожим образом относился к этому вопросу и начальник синагоги из сегодняшнего евангельского чтения. Напрямую он об этом, конечно, не говорит, может статься, что он никогда не размышлял в этом ключе, но его слова в полной мере его обличают.

Логику начальника синагоги из сегодняшней истории очень легко понять, он ссылается на текст Ветхого Завета, в частности, на формулировку заповеди, ссылается фактически дословно. Он не упоминает какие-либо позднейшие толкования, а это значит, что он имеет в виду, так сказать, самоочевидную волю Бога: если женщина страдала от своей болезни в течение восемнадцати лет, значит, ее состояние не опасно для жизни, и она спокойно могла бы подождать еще один день, а потом получить исцеление.

Христос отвечает на эту логику ссылкой на повсеместную практику заботы о домашних животных вне зависимости от дня недели, хотя если подходить к ветхозаветному закону с буквалистской точностью, то любое действие, направленное на создание чего-либо, будет его нарушением. Кроме того, в самой формулировке заповеди, так, как она дана в книге Второзаконие, есть указание и на животных. Да и с ними тоже не случится ничего критического, если они сутки не будут получать питание и воду. Им это будет неприятно, но они могут потерпеть.

Вне зависимости от нашего умиления перед различными нашими меньшими братьями, заповедь Ветхого Завета говорит однозначно: с точки зрения субботнего покоя отношение к человеку и к животному абсолютно одинаковое и ссылки на разум или же на греховность человека, для которого заповеди обязательны, здесь не работают.

Но человек выше любого другого творения и, соответственно, он нуждается в милосердии в первую очередь. День недели, устав, традиция, или еще что-то не могут быть причиной отказать человеку в милосердии в том случае, если есть возможность его проявить. У Христа она была, и Он в полной мере оказывает милость страдающей женщине. Благодаря этому Своему действию, Господь напоминает о смысле всего Священного Писания, том самом смысле, который легко потерять за его буквой. А смысл Писания в возвещении спасающей, исцеляющей воли Бога, которая лежит в том числе и в установлении семидневной недели.

Комментирует священник Стефан Домусчи::

Люди очень по-разному смотрят на мир. Кто-то видит в мире больше радостного, хорошего, жизнеутверждающего. Кто-то напротив, не видит поводов для надежды на лучшее… Невозможно говорить обо всех, но если сказать о верующих людях, можно утверждать без сомнений, что на их мировосприятие значительным образом повлияла их вера. Ведь очевидно, что если ты считаешь, что весь мир и сам человек есть лишь иллюзия, или если всем управляет случайность… твое мировосприятие будет одним… В то время как тот, кто видит видит в основе мира замысел и любовь Творца, будет настроен совершенно иначе. Пусть даже жизнь будет трудной, главное чтобы этот труд был осмысленным…

Как же смотрели на мир современники Спасителя? Они были людьми Завета, и весь мир, все события в нем происходящие осмысляли через отношения с Богом, через сам факт того, что Бог в которого они верят — Творец и все содержится в Его руках. Это позволяло смотреть на мир не как на случайное место, в которое ты попал повинуясь закону кармы, но как на дом, который для тебя создал Отец. В котором Сам Он присутствует и всем управляет.

В то же время, это Его управление и промышление не исключает существования зла и страдания, т.к. не исключает свободы сотворенных существ. В сознании современников Христа, конечно, присутствовали боль и страх, но они никогда не становились единственными чувствами, никогда не побеждали надежды и веры в присутствие Божие и в Его грядущую победу над злом мира.

В начале Евангелия от Луки, проповедуя в синагоге Назарета, Христос говорит, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем и отпустить измученных на свободу».

В сегодняшнем чтении, как и во многих других, мы слышим исполнение этих слов. Людей измученных болезнями и скорбями Он исцеляет и освобождает.

Женщина, которая 18 лет была скорчена и не могла выпрямиться пришла в синагогу. Мы не знаем, для чего она пришла туда, может быть она знала, что Христос будет там, но, может быть, просто пришла по своему обыкновению… В любом случае она не подходит ко Христу и ничего у Него не просит. Он Сам видит ее и подозвав к себе — исцеляет. И это ее исцеление — это акт чистого божественного сострадания и милосердия. Слушая эту историю понимаешь, как порой неожиданно нас настигает любовь Божия и Его исцеляющее присутствие. Оно не починяется нашему контролю, его невозможно сделать управляемым.

Раздраженный начальник синагоги, не посмевший сделать замечание Самому Христу стал говорить народу, чтобы приходили исцеляться в другие дни. Звучит это странно и даже несколько курьезно, неужели он не понимал, что исцелений по расписанию не бывает и любовь божию нельзя сделать управляемой. Нам бы и самим этого, наверное, очень хотелось — управлять Божественным милосердием… Но это невозможно, т.к. любовь Божия не подчиняется нашим правилам. И единственное, что мы можем сделать в данном случае — это воспринять Его любовь как пример для подражания. На самом деле, если Бог — наш Отец — любит мир такой любовью, то и мы должны любить его так же. Наша любовь должна быть такой безграничной, не регламентированной, не быть просто одним из дел благочестия, за которое мы можем ожидать некоторой награды. Эта любовь, должна быть нашим естественным состоянием… И мы сами все это знаем. Именно поэтому нам бывает так неловко и совестно, когда мы чувствуем, что люди нуждаются в нас, но мы проходим мимо… Жизнь такова, что в ней есть место всему — есть место и болезни, что ж поделаешь — говорим мы. Однако вместо подобных рассуждений мы должны проявлять любовь. Пусть мы не можем многого, пусть не можем оказать конкретной помощи, потому что сами слабы и ограничены в средствах.. Но мы не ограничены в любви. И изнутри этой любви мы можем обращаться к Богу который в средствах не ограничен. Из этой любви мы можем просить его милости и помощи не только нам, но и всему миру, всем людям.

По материалам radiovera.ru