Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец

  

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия.

Под его руководством преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем.

В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи об иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Мощи преподобного

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (+ 1407 г.), произошедшие в 1998 году, празднует Православная Церковь 23 августа.

Чудеса преподобного Саввы

Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости.  После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».

***

Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события.

Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?».

После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал первую икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.

***

Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез.

Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.

***

Царь Алексей Михайлович

Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.

***

Эжен Богарне

Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года.

Когда  Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Эжен (Евгений) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре.
Однажды поздно вечером, как признался после принц, – то ли наяву, то ли уже во сне – ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».

Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам  направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось – принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом – сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Икона преподобного

Иконография преподобного Саввы Сторожевского достаточно проста. Акцент в ней делается на том подвиге и служении, которое нес святой, – уподоблении Господу Иисусу Христу.

Преподобный Савва изображается в монашеском одеянии. Поверх нижней одежды – подрясника – накинута черная мантия (палий) – длинная, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Мантия свободного покроя, снизу развевается, как ангельские крылья. Черный цвет мантии – символ покоя, совершенного отрешения от суетного внешнего мира, а также отказ от собственных страстей.

Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток – символ Евангелия Божия. В других иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток или икона Божией Матери с Богомладенцем Христом.

Задний фон иконы по традиции пишется золотым цветом. Этот цвет является символом Царствия Небесного, где пребывает святой и откуда он обращается к верующим. Также золотой цвет указывает и на преображенное состояние самого святого, уподобившегося в своей земной жизни Господу Иисусу Христу.

Своим ликом преподобный Савва обращен к молящемуся человеку. Это помогает  верующему настроиться на внутренний, духовный диалог со святым, который изображен на иконе.

По материалам сайтов foma.ru, pravoslavie.ru