Почему важно видеть даже в злом человеке хорошее

  

Проповедь Архимандрита Алипия (Воронова)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня нам Господь Иисус Христос предлагает такое учение: если у кого око чисто, то и все тело его будет светло, а если око будет темно, то и все в нем будет темно (Лк. 11, 34). Что значит темное око? Это злобное, завистливое око, которое видит в другом человеке только худое, а ничего хорошего не видит. Но этого не должно быть, потому что все люди прекрасны, в каждом человеке живет Сын Божий. Если кто видит в другом человеке что-либо худое, то это худое в нем самом есть. Око, как в зеркале, отражает все в нем самом если не прямо, то косвенно, так как до десятого колена человек отвечает за грехи своих предков. Если в нем самом нет этого греха, то кто-нибудь из предков, из десяти колен, имел этот грех.

Обычно так бывает, если кто в чем нечист, то думает, что и другие такие. Например, если кто пьяница, думает, что и другие такие, как он; если кто вор, прелюбодей, думает, что и другие такие. Это только пример. Но это относится ко всем недостаткам. Так что мы можем узнать, чисты ли мы сердцем или нет, из того, как мы смотрим на своих ближних — хорошее в них видим или плохое. Если мы в них видим только хорошее, то и мы хорошие, а если плохое, то и мы плохие, а может быть даже и хуже. Если мы видим, что человек плохой в чем-либо, например злой, то это значит — от нашего обращения, так мы с ним обращаемся. Приведу вам один пример.

У меня был друг, который служил на военной службе. Начальник подразделения был очень злым, даже свирепым человеком, все его боялись. И когда он проходил где-либо, то все убегали, прятались от него, но если он кого встретит — обязательно сделает выговор, хоть человек совсем и не виноват. Мой друг рассказывает дальше: «Неужели в этом человеке живет Сын Божий? Да, живет; так же, как и во всяком человеке. Я стал утверждать себя в этой мысли внутренне, никому ничего не говоря, молился за него. Он стал относиться ко мне еще хуже, он сильно ненавидел меня. Но я продолжал думать, что он хороший. Три года я так думал, и вот что получилось. Он вдруг изменился, стал очень добрым ко мне и ко всем моим товарищам. Однажды он зашел ко мне в землянку и сказал: «Разреши мне у тебя отдохнуть, у тебя так хорошо!» На это я ответил: «Нет, у меня не хорошо, у тебя в землянке, как у начальника, должно быть лучше». Он сказал: «Нет, у тебя очень хорошо». С тех пор он изменился и стал другим человеком, так что все удивлялись этому». Из этой истории видно, что хорош или зол человек — это зависит от нашего обращения с ним, как мы думаем о нем, как говорим с ним, как относимся к нему.

Еще сделаю одно замечание. Многие из молодых девушек и женщин приходят в храм, чтобы посмотреть на монахов. Не за этим мы должны ходить в храм Божий, чтобы смотреть на других, а мы должны ходить в храм для сердечной молитвы, устремлять свой взор на изображения Господа, Божией Матери и святых угодников и просить помилования на суде Божием за свои бесчисленные согрешения. Также многие из братии мне говорят, что видят девушек, мешающих им молиться. Но какое может быть дело до каких-то девушек, если ты пришел в храм Божий! Не обращай ни на кого внимания, но впери свой взор в Господа, отдай Ему свое сердце, и тогда Он услышит тебя и исполнит все твои прошения. Аминь.

1960 г.

Архимандрит Алипий (Воронов) — наместник Псково-Печерского монастыря с 1959 года по 1975 год.