Каким должен быть священник?

  

Мнение митрополита Антония (Паканича) о том, каким должен быть настоящий священнослужитель, архиерей:

Митрополит Антоний (Паканич)

Священство — это не рядовая профессия, с четким графиком работы, после окончания которого можно жить совершенно другой жизнью. Священник должен оставаться священником с утра до вечера и с вечера до утра.

Принято говорить, что в Церкви не «работают», а служат. Это касается и священников, и каждого человека, который выбирает путь служения Богу. Всякий, кто слышит в сердце призвание к такому служению, может его реализовать в Церкви.

Человек, который решает служить Богу, должен быть готов отказаться от всего, чтобы следовать за Христом.

Священники пользуются большим доверием именно потому, что им не свойственно «играть роли» или притворяться.

«Профессиональная непригодность» обычно имеет в Церкви нравственное измерение. Это обязывает нас жить в соответствии с теми нравственными нормами, которые мы проповедуем. Если же человек не отвечает высокому призванию, Церковь может запретить ему служение.

Истинный пастырь всегда пойдет туда, где его ждут и нуждаются в пастырской опеке, и обойдет стороной ситуацию, при которой есть опасность соблазна или недоразумения.

Нет священника без жертвенной жизни – его служение всегда жертвенное. Если священник сам для себя – это уже не священник в том смысле, как об этом говорит сама Церковь.

Архиерейское служение — это тоже послушание. Оно не в меньшей степени (а может, даже и в большей) подразумевает аскетизм и всецелую сосредоточенность на стяжании благодати Святого Духа.

Для епископа не отменяются монашеские обеты, но добавляется еще больший груз колоссальной ответственности перед Богом, Церковью (которая доверила ему апостольское служение) и людьми, видящими в нем пастыря доброго и непререкаемый церковный авторитет.

Призвание пастыря – это постоянное предстояние перед Богом и соответствующий образ жизни.

Мы видим в Евангелии образ Пастыря Доброго – Господа нашего Иисуса Христа, Которому должен подражать каждый священник.

А вот мнение журналистки Елизаветы Петросянц:

В одном храме тебе не понравилось, как священник разговаривает с работниками прихода, в другом услышал проповедь, которая тоже оказалась тебе не по вкусу, а в третьем священник отчитал за джинсы в храме. Одновременно СМИ обсуждают очередные сокровища какого-то священнослужителя и сколько денег было дотировано государством на ремонт Храма Христа Спасителя. При этом твоя подруга рассказывает про своего духовника, который служит в сельском храме, да и один батюшка с телеканала «Спас» тебе очень нравится, а ещё в Инстаграме ты подписан на парочку и находишь их мысли полезными. Вроде не все священники тебе неприятны, что же тогда получается, одни батюшки правильные, а другие нет? Давайте постараемся разобраться в этом.

Что такое священство?

Священство — это, конечно же, призвание, но, если говорить простым языком, это очень осознанный подход к духовной жизни и, что важнее, это — Таинство. Чтобы понять, зачем было установлено это Таинство, обратимся к Символу Веры. Как мы с вами поём на каждой Литургии:

«Верую […] Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

В этом постулате сформулированы 4 свойства православной церкви, одно из которых — апостоличность. Это означает, что современная Церковь была основана Иисусом Христом в день Святой Пятидесятницы, когда апостолам было даровано право «вязать и решить». А также это означает, что епископы, священники и диаконы являются преемниками апостолов.

Главное, что вверено во власть священника — это совершение Литургии, тут мы снова возвращаемся к Тайной Вечери, когда Иисус Христос совершил благословение хлеба и вина, после Пятидесятницы это делали апостолы и, как их преемники, теперь это свершают священнослужители. Второе — это возможность «вязать и решить», право свидетельствования священников перед Христом о прощении или непрощении грехов, как было сказано апостолам:

«… примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

В обязанности священников входит ещё многое: крещение новых христиан, проповедь Евангелия, но самым интересным для нас сейчас является пастырство и явление примера жизни в согласии с Божественной истиной, так как именно по поведению разных батюшек в этих двух сферах мы часто делаем выводы об их «правильности».

Священники бывают разные

Пастырство имеет две стороны, назовем их внешняя и внутренняя. Внешнее пастырство — это когда священник следит за своим приходом в целом, делает из разрозненных прихожан общину, тем самым соблюдая ещё одно свойство Церкви — соборность. Внутреннее пастырство — это личная духовная помощь прихожанам, так как каждый человек нуждается в помощи на пути к Богу. Из этого часто вытекает ещё один аспект, что священник должен быть для нас примером, но именно примером соблюдения Божественной истины, а не чего-то другого. В обязанности батюшек не входит нравиться всем прихожанам, вы можете быть не согласны с его музыкальными вкусами или читать другую литературу, и это нормально, но если вам кажется, что священник нарушает православные догматы или ведёт себя неподобающе, вы можете обратиться с этими опасениями к высшему чину священства (епископу).

Много путешествуя и посещая православные храмы, я встречалась со множеством различных священников. И , действительно, мне нравились далеко не все. Какие-то проповеди меня мучали, с какими-то я откровенно спорила внутри себя, где-то меня отчитывали за принты на майке и накрашенные ногти. Но всё же чаще всего я встречала зажжённые любовью к Богу сердца. Священник не равно святой, он всего лишь человек, это скорее подчеркивает святость сана как такового, но не самой персоны. И как каждый человек, он индивидуален, как индивидуальны и мы с вами, и подходы нужно искать с двух сторон: батюшка к прихожанам и прихожане к батюшке. Это вечная школа. Священник не прекращает обучение в семинарии или духовной академии, он учится каждый день на своем служении. Мы же приходим к пастырю как к великому мудрецу за советами о правильной счастливой жизни и, не находя таковых, разочаровываемся в нём, но, может быть, на самом деле мы разочаровываемся в своей духовной жизни?

Недавно я вернулась из поездки в Вильнюс, где в последний вечер мы встретились с митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием, и в беседе с нами он дал архипастырское наставление учиться любить и ближнего и дальнего, потому что любовь является основным условием нашего спасения, так как Царство Божие есть Царство Любви. Этим правилом, на мой взгляд, должен руководствоваться каждый священник на пути своего служения, но вместе с тем и каждый мирянин должен следовать за своим пастырем по дороге любви. Главное помнить, в чей дом мы приходим, и что священник — это радушный и гостеприимный управляющий домом, а хозяин — Господь. Тогда, приходя к Нему, нужно задуматься, каким же должен быть христианин, и нахожусь ли я на правильном пути? И если мы позволяем себе судить, каким должен быть «правильный» священник, может, сначала стоить задуматься, каким должен быть «правильный» человек?

И что о пастырском служении говорит нам покойный и любимый многими пастырь отец Павел Адельгейм: