Вопросы и ответы: чем отличается православие в разных странах?

  

Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией. Например, конфликт между двумя старейшими патри­архатами — Антиохийским и Иерусалимским — обусловлен широкими рам­ками израильско-палестинского конфликта.

Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым при­ча­стием.

Если вы отправляетесь в греческий храм на богослужение, следует помнить, что приходить  нужно заранее, чтобы подойти к иконам, поставить свечи и подать записки. В Греции принято это делать строго до начала или по окончании службы, но никак не во время нее. В храме не принято ходить и говорить (пусть даже и очень тихо) особенно во время таинства причастия.  По правилу раннехристианской церкви во время богослужения мужчины встают внутри  храма справа лицом к алтарю, женщины – слева. Во многих регионах Греции прихожане соблюдают это древнее правило. В Греческой церкви  не существует строгого предписания стоять во время богослужения. Руководствуясь словами Святителя Филарета Московского, предпочитают греки «сидя думать о Боге, а не стоя – о ногах». Поэтому в любом греческом храме по нескольку рядов сидений, на которых каждый может расположиться во время богослужения, вставая лишь в определенные его моменты, как того требует правило.

Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода — его личные решения не име­ют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период поздней Античности была абсолютная — даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская цер­ковь является одной из наиболее демократичных среди православных помест­ных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих — сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Он пошел на беспрецедентный шаг, решив в 2016 году восстановить древний институт диаконисс для женщин. Этот институт в некоторой степени соответствует диаконскому слу­же­нию, которое бóльшую часть церковной истории занимали мужчины».

Архимандрит Кирилл (Говорун), доктор богословия, научный сотрудник Колумбийского университета (США)

«Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степе­нью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет. У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усили­вшегося общения православных разных стран».

Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии