Архимандрит Савва (Мажуко): отношение родителей к детям

  

Друзья мои, иногда я думаю, были ли у Эпиктета дети? Нигде не могу выяснить этот простой вопрос, который мне иногда приходит на ум. Дело в том, что этот древнеримский стоик (один из ярких и интересных философов, труды которого сейчас доступны и в русском переводе) практиковал очень интересное духовное упражнение – он говорил, что если ты посадил себе на колени ребенка, ласкаешь и гладишь его, то должен думать про себя: «Вот, я ласкаю, а завтра он, может быть, умрет». Какая жуткая фраза, не так ли? Для Эпиктета в этой фразе заключался весь смысл определенного духовного упражнения, которое готовило человека к избавлению от страха перед утратой этого мира, этой жизни, ведь и дети, и родители смертны. А в то время, когда жил Эпиктет, детская смертность была необыкновенно распространенным явлением. Много людей рождалось на свет, семьи были большими, многодетными, но и умирало немало. И, конечно, это большое горе – потерять ребенка.

Но подумайте: Эпиктет советует воспитывать именно такой взгляд на ребенка, производить в себе такую правильную философскую зоркость, чтобы настроить себя на очень правильную мысль (не очень популярную в наше время): каждый родитель должен, обязан «потерять» своего ребенка. Что я имею в виду? Сейчас, в наше комфортное время, когда семьи немногочисленны, взрослые люди позволяют родить себе ребенка «для себя», вступая в брачный возраст, создавая семью, рожая детей – люди не отдают себе отчета в том, чем все это закончится (а ведь закончиться должно обязательно). И речь идет вовсе не о смерти, а о том, что правильное воспитание есть процесс, который устраняет самого себя. О чем это я так говорю? О том, что настоящий воспитатель, педагог и родитель должен сделать все, чтобы он стал не нужен. Однажды вы должны, дорогие родители мои, стать ненужными. Вы должны сделать все, чтобы ребенок научился обходиться без вас, потому что цель воспитания – научить человека быть свободным, самому принимать решения, заботиться о себе, вступить в собственную жизнь. В этом смысле ребенок – свободный человек, независимый в каком-то смысле человек, судьбу которого Господь доверил нам. И он не наша собственность (ни в коем случае): хотя он родился от вас, его судьба не в ваших руках. Вам доверено лишь на время управить его жизнь, помочь ему встать на ноги, и этот срок совместного пребывания, совместной жизни очень недолог: он может длиться в лучшем случае 20 лет.

Чем раньше ребенок станет взрослым, тем лучше. Чем раньше он начнет обеспечивать себя, трудиться, работать, тем лучше для вас. То есть молодые родители (как мне кажется, такое устроение правильное) должны напоминать себе об этом моменте – медленного, постепенного расставания с ребенком; они должны приучать себя к мысли, что им следует уважать свободу ребенка, который однажды вступит в свою собственную жизнь.

Люди, которые не воспитывают в себе эту правильную зоркость родителя, не смотрят на 20, 30, 40 лет вперед, потом очень сильно страдают. Мы с этим сталкиваемся повсеместно, когда родители ставят себе задачу довести детей до пенсии, вторгаются в их личную жизнь, в выбор невесты или жениха, определяют непременно, где должен учиться, какую выбрать профессию, с кем дружить, какую музыку слушать, как одеваться, и это, конечно, вызывает у ребенка протест, если у него есть соответствующий заряд или силы, чтобы сопротивляться: как это ни странно прозвучит, весь процесс воспитания – это процесс борьбы ребенка с родителями и наоборот, и это совершенно нормальная ситуация, относиться к которой надо совершенно спокойно.

Это интересно – ребенок отстаивает свою свободу, мы настаиваем на своем и имеем на это полное право. Ни в коем случае не надо говорить, что дети автономны, нет, конечно: мы пытаемся передать ценности и культуру нашего рода, нашей страны и религии своему ребенку, ему же здесь жить, он наследует эту землю. Он, конечно, сопротивляется, но мы должны действовать сильнее и решительнее, и в этой взаимной борьбе как раз и вырастают нормальные взаимоотношения. Жизнь – это борьба, и ребенка нужно научить сопротивляться, в том числе себе, и даже, может быть, радоваться тому, что он сопротивляется.

Мне очень нравится, что знаменитый «Крокодил» К.И. Чуковского подписан так: «Моим многоуважаемым детям». Вы понимаете? Он не просто любил своих детей, он не просто заботился о них – он их уважал! Уважать детей… Вы понимаете, какая интересная мысль, какая интересная правильная позиция по отношению к ребенку! Дети однажды становятся взрослыми людьми: они уходят из-под нашего контроля, сходят с нашей орбиты, и если вы к этому правильно не подготовились, то будете ощущать жуткую пустоту: вы центр вашей жизни сместили на другого человека, и это совершенно неправильно. Эти 20 лет, которые вы находитесь рядом со своим ребенком, может быть, самое прекрасное время, потому что Господь дает вам пережить вместе с ним новую молодость, детство и младенчество. Но постепенно он отходит от вас, и вы должны по мере его отхода, по мере его взросления, вернуть себе свое право на жизнь.

Может быть, для многих это прозвучит эгоистично – ни в коем случае! Дело в том, что мы живем 17–18 лет, а потом отрабатываем, и наша отработка детского счастья – это и есть вырастить ребенка, поставить его на ноги, помочь ему как-то определиться. Получится у нас это или нет – ребенок все равно от нас уйдет, и ему нужно дать уйти. Он уходит с нашего горизонта, и в этом нет никакой трагедии – это совершенно нормальный процесс.

Нужно уметь отпустить ребенка, отказаться от него, пустить его в этот мир и заняться собой: когда дети вырастают, мне кажется, наступает благодатное время, когда ты, взрослый человек, понимаешь, что все долги раздал. Можно, конечно, сосредоточиться на внуках, но тогда будет бесконечная история – внуки, правнуки… Это тоже замечательно, и весело, и интересно, но Господь дает каждому из нас возможность, раздав долги, прожить более интенсивную внутреннюю жизнь со своим увлечениями, со своими интересами: научиться молиться, например, или вдруг вам захочется путешествовать, или вязать крючком, или играть на фортепиано, или изучать иностранные языки – и вы на это имеете полное право.

И чтобы, когда придет срок отпустить ребенка, мы могли спокойно это пережить, сосредоточиться на себе и по-прежнему радоваться жизни, как это было, когда ребенок был с нами, нам следует с того момента, как ребенок у вас появился, смотреть на него, как на временного гостя, который не всегда будет рядом, и в нужный момент отпустить его, не переставая воздыхать за него перед Богом, молитвенно его поддерживать.