Терпение: твердое ожидание

  

Терпение позволяет не терять надежду и благодушно переносить страдания и несчастия, неизбежные в жизни каждого человека. Апостол Павел говорил: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 3). Разберем древнегреческое слово «терпение».

Древнегреческое ἡ ὑπομονή (hypomonē), которое на русский переводится как «терпение», значит еще «стойкость», «выдержка». Оно является однокоренным с глаголом «оставаться на месте», «быть устойчивым или стабильным», «выдерживать», «ожидать», «ждать». Тогда древнегреческое слово «терпение» можно толковать, например, как ожидание – твердое ожидание того, что надежда не обманет и сбудется. В этом смысле терпение можно также интерпретировать как пребывание человека неизменным, когда скорби не могут сдвинуть его с той жизненной позиции, которые он сознательно занял. Ведь древнегреческое слово «скорбь» дословно значит «давление», «сжимание», «стеснение». Скорби и беды давят на человека и мучают его, а терпение – то, что позволяет это давление выдерживать.

Будут ли человека преследовать нужды, телесные болезни или обиды и поношения от других людей – главное остаться верным надежде, переносить огорчения осмысленно, со спокойствием и не метаться туда-сюда в панике. Тут по ассоциации можно вспомнить одну песенку музыкальной группы «Уматурман» из кинофильма «Ночной дозор», где есть следующие слова: «Стоять на месте! На месте стоять! Иначе рискуешь ничего не понять!»

В этом плане терпение – это, как ни странно, активное действие, потому что оно требует сильной воли и решимости. Оно вовсе не пассивно.

Терпение настраивает человека на то, чтобы со снисхождением относиться к недостаткам других людей или с благодушием переносить те беды, которые случаются лично с тобой. На это нужна большая внутренняя сила. В то же время терпение не означает, что нужно терпеть сам грех как таковой, зло в своей душе и в мире. Здесь, как всегда, действенна та христианская аксиома, что нужно с любовью и состраданием относиться к грешнику, но ненавидеть и осуждать сам грех.

Автор: Юрий Пущаев, журнал «Фома»