Социологи: большинство православных в России почти не ходят в храм и не причащаются

  

Фонд общественного мнения опубликовал результаты социологического опроса, посвященного отношению россиян к произошедшему недавно разрыву евхаристического общения между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом.

При этом традиционно ФОМ приводит данные, касающиеся степени воцерковления опрошенных жителей России, относящих себя к православной Церкви.

Так, на вопрос «Как часто вы ходите в церковь?» 15% опрошенных православных ответили, что не ходят в храм вообще, 13% — что ходят реже одного раза в год и еще 29% — что ходят в храм один-два раза в год.

Таким образом, общая доля жителей России, считающих себя православными и фактически не посещающими храм, составила 57 процентов.

Ответ на вопрос «Как часто вы причащаетесь?» дал еще более серьезные результаты. Больше половины опрошенных православных (54%) заявили, что они никогда не причащаются. Реже одного раза в год причащаются 17% православных россиян, а один-два раза в год приступают к Таинству причастия еще 16 процентов.

То есть подавляющее большинство россиян, заявляющих о принадлежности к православию, либо вообще не причащаются, либо причащаются крайне редко.

Разрыв с Константинополем: «Не испытали особых эмоций»

Возможно, этим объясняется тот факт, что большая часть опрошенных православных фактически не знают о конфликте между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом.

Треть опрошенных (34%) заявили, что узнали о разрыве отношения между Церквями от сотрудников социологической служб, проводивших опрос (среди всей аудитории исследования эта доля составила 40 процентов). Еще 38% сказали, что «что-то слышали» об этом.

Лишь четверть (26%) ответили, что знают о том, что произошло.

На вопрос «Лично вы восприняли новость о решении РПЦ разорвать отношения с Константинопольском патриархатом с радостью или с огорчением? Или вы не испытали по этому поводу особых эмоций?» каждый четвертый православный респондент ответил, что он «не испытал особых эмоций». Вдвое меньше оказалось тех, кто встретил разрыв церковных отношений с огорчением: об этом заявил 21% участников опроса.

Большая часть православных участников исследования (28%) отметили, что решение Русской православной церкви о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом кажется правильным. О том, что это решение оценивается ими как неправильное, заявили 20% опрошенных православных. Среди православных оказалось также 2 процента тех, кто воспринял новость о разрыве «с радостью».

При этом отказ Константинополя идти на ответный разрыв с Русской церковью положительно оценили как большинство православных участников опроса (29%), так и аудитория исследования в целом (25%).

Опрос проводился 28 октября 2018 года. в нем приняли участие 1500 респондентов — граждане России в возрасте от 18 лет и старше, представлявшие 104 населенных пункта в 53 субъектах РФ.

Православные респонденты составили 63% от общей аудитории опроса.
Современное православие в России. Западные оценки

Наиболее последовательно изучает религиозный ландшафта в России американский центр Pew Research. По оценкам экспертов центра, 71% жителей России идентифицируют себя как православные. Эти данные приводятся в докладе«Религиозные взгляды и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» (Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe), опубликованном весной 2017 года.

Спустя полгода Pew Research Center опубликовал еще один доклад — «Православное христианство в XI веке» (Orthodox Christianity in the 21st Century).

В исследовании отмечается, что православные христиане, живущие в странах бывшего Советского Союза, демонстрируют самый низкий уровень религиозности. В России, например, только 6% взрослых православных христиан заявляют о том, что они посещают церковь не реже одного раза в неделю, 15% считают, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что они молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют одинаково низкий уровень религиозности среди населения.

Исследователи предполагают, что, возможно, в этом нашло свое отражение наследие атеистической эпохи и преследований за веру.

По материалам rublev.com