Сегодня мы похоронили нашу Валентину Александровну Морозову… Ей было 85 лет.
Будучи уже в возрасте, она помогала батюшке на службе и в алтаре. Она была единственной из женщин, кто мог входить туда, куда другим женщинам входа нет. Облачения из алтаря целиком находились в её ведении. Она сама ими занималась, стирала, гладила.
Вот что нам известно о ней. Родилась она 19 марта 1935 года. Сколько себя в храме помним — она всегда там была… Не меньше 40 лет.
О ней говорят, она была человеком очень сильным, но очень мягким, любящим людей. Обо всех всегда отзывалась хорошо, всем стремилась помочь.
Выросла она в деревне Тетерино, девичья фамилия Крюкова. Жили очень тяжело.
Известен такой эпизод из ее непростой жизни: «Время было послевоенное, голодное, есть им нечего было, а дедушка мой в то время в колхозе (или в совхозе, что у нас тут было) работал. И когда они шли сеять горох, дедушка всегда её, девочку, с собой брал. И когда сеял, раз — да и сыпанёт ей гороха в сапоги. А жили-то бедно, поэтому сапоги были какого придется размера. Она говорила: «Бежишь потом домой — все ноги в кровь собьёшь, а пикнуть не смеешь — посадят всех. А так мама дома гороховой каши наварит или ещё чего, нас накормит… Так и выживали.»
Ещё вспоминали, как она из Василёво в храм ходила по темноте, по сугробам зимой, как собаки на неё нападали, и она плакала много раз.
А запомнили мы Валентину Александровну как добрую, простую, молчаливую, трудолюбивую, спокойную. В отношениях она умела грамотно сгладить острые углы, в храме была совсем немногословной…
Скорбим о ее уходе, скорбим, что старшее поколение нас покидает постепенно.
Вечная память и Царствия Небесного рабе Божией новопреставленной Валентине!