Читаем Евангелие: «много званых, но мало избранных»

  

Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24:

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Представьте себе ситуацию. Ребенок из глухой деревни, неожиданно получает приглашение в столицу, в Кремль, на главную новогоднюю елку страны. Какая радость и восторг! Это же праздник, который он в жизни никогда не видел, сладости, которые он никогда не пробовал, куча подарков, которые ему никто и никогда не дарил. Такое событие он будет вспоминать всю свою жизнь. А потом еще своим детям и внукам рассказывать, что однажды ему посчастливилось побывать в одном волшебном месте, в сказке, ничуть не меньше.

А теперь другая ситуация. На ту же самую елку получает точно такое же приглашение большой столичный чиновник. Какова будет его реакция? Детский восторг? Вряд ли. «Чего я там не видел», — думает он. «Есть дела и поважнее». А потому при всякой удобной возможности, он попытается избежать этой тяжкой для него участи. И его по-человечески очень легко понять. Как очень легко понять и ребенка, для которого это же событие будет главным и долгожданным.

Вот именно с такими настроениями столичного вельможи не пошли на званный пир к Хозяину, то есть к Богу, иудеи. Именно на них намекает Господь в притче, когда говорит о трех отказавшихся от приглашения под благовидным предлогом. И это понятно и в каком-то смысле закономерно. Ведь иудеи были не просто избалованные столичные жители, которых мало чем удивишь. Они были религиозной элитой древнего мира и прекрасно знали себе цену. Для того, чтобы привлечь их внимание, необходимо было что-то из ряда вон выходящее. А тут какой-то провинциал из Назарета. Естественно, что они не признали в Нем Мессию, а тем более Бога. Он был для них слишком прозаичен. «Уж если и придет Мессия, — думали они, — это должен быть такой праздник, который мы никогда в жизни не видели, такая эмоция, какую мы никогда не до этого не испытывали».

Совсем иначе повели себя язычники, то есть иноплеменники, а также все те, кто в еврейском народе почитался изгоями, сборщики налогов, блудницы и другие грешники. С точки зрения иудейского закона они изгои. Богу до них особого дела нет. Именно их подразумевает Христос, говоря в притче о нищих, увечных, хромых и слепых. Всю жизнь они, как те дети из далекой, глухой деревни, могли только мечтать о том, чтобы хотя бы рядом постоять с праздничными чертогами: прикоснуться хотя бы к краешку той благодати, которая дана иудеям. А потому они с благодарностью воспользовались первой же возможностью. Откликнулись на призыв Спасителя.

Ситуация, которую изображает эта притча, касается не только современников Христа. Это замечательная иллюстрация, которая открывает универсальный духовный закон. Очень тяжело увидеть Бога тому, кто обладает слишком многим. Нет, речь идет не обязательно о том, кто живет в достатке, полон здоровья, сил, имеет признание, уважение и хорошую репутацию. Речь идет о самодовольном, о том, кто богат сам собою. О том, кто, как сказал классик: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Такому или дела до Бога нет или же он всегда будет думать, что Бог обязан сделать что-то сногсшибательное, чтобы привлечь его внимание. Совсем иначе с тем, кто даже при внешнем благополучии ощущает свою внутреннюю нищету. Представьте, как смотри на мир человек пораженный неизлечимой болезнью. То, на что он раньше не обращал внимание, теперь кажется ему значимым и важным. Ведь возможно он видит это в последний раз. Такому всегда легче даже в обыденном и прозаичном увидеть главное. Радоваться даже незначительным вещам, как может радоваться им ребенок. А потому именно Он может расслышать призыв Спасителя там, где у других слух притупляется. И не только услышать, но мгновенно откликнуться на него. Ведь это его последняя надежда. Постараемся же приобрести это внутреннее состояние, такую же внутреннюю потребность в Боге. Только в этом случае мы сможем стать полноценными участниками той удивительной праздничной трапезы, которую для нас приготовил Христос.

По материалам radiovera.ru