Читаем Евангелие: о призвании братьев Филиппа и Нафанаила

  

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51:

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментирует священник Антоний Борисов:

В 843 году в Константинополе произошло знаменательное событие. Святой императрицей Феодорой был созван церковный собор, восстановивший почитание икон в Православной Церкви. Ересь иконоборчества оказалась побеждена. Изображения Христа, Богоматери и святых вновь заняли свое законное место в храме. В память о Константинопольском соборе 843 года был установлен праздник «Торжества Православия». Ежегодно он радостно отмечается в первое воскресенье Великого поста. На богослужении звучат песнопения, в которых говорится о многовековой борьбе Церкви с искажениями апостольской веры. Евангельское чтение по логике вещей должно дополнять этот смысловой посыл. Однако на первый взгляд может показаться, что это не так. Евангелист Иоанн почему-то рассказывает нам о призвании в общину учеников Христа братьев Филиппа и Нафанаила. Они были родом из того же города, что и Пётр с Андреем — Вифсаиды. И вот Спаситель сначала зовёт идти за Собой Филиппа, а тот радостный бежит за братом Нафанаилом и призывает того тоже стать учеником Иисуса. Нафанаил на такое предложение реагирует очень скептично. Будущий апостол узнав, что Христос прибыл из Назарета, восклицает: «из Назарета может ли быть что доброе?» Надо сказать, у земной родины Спасителя действительно была недобрая слава. Считалось, что в Назарете живут необразованные и грубые люди. Нравы там царят ужасные и ничего хорошего от назаретян ждать не приходится.

Интересно, что скептический настрой Нафанаила понравился Христу. Он видит перед собой человека без двойного дна — прямого и честного. Потому-то Спаситель и говорит с улыбкой: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил явно не рассчитывал на такую реакцию. Он, видимо, полагал, что придется поругаться, повыяснять отношения, а тут — такой хвалебный отзыв. Будущий апостол спрашивает у Спасителя — неужели они знакомы, уже где-то встречались? И тут Христос произносит загадочные слова: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». БОльшая часть толкователей склоняется к выводу, что Нафанаил перед тем, как пришел Филипп, уединенно молился под смоковницей, обращался к Богу с какой-то сугубо личной просьбой. Никто не мог его видеть. Слова Христа открывают Нафанаилу глаза — теперь он ясно видит, что перед Ним не человек, а сошедший с небес Господь. Тот, с Кем он говорил в молитве.

Нафанаил соглашается стать апостолом, Спаситель же и ему, и другим ученикам обещает: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». ВИдение, данное апостолам, доступно для каждого из нас. Для того, Христос и основал на земле Церковь. Она соединяет два мира — Небесный и земной. Рай Божий вновь открыт для людей. Но прямой путь туда открыт лишь тому, кто действительно знает Бога, верит в Него, подобно Нафанаилу стремится общаться с Ним. Такое общение чаще всего имеет форму молитвы, которую мы совершаем перед иконой — окном в мир духовный. Икона позволяет нам говорить с Богом лицом к лицу. О таком удивительном общении и говорят нам молитвословия праздника «Торжество Православия» вместе с сегодняшним евангельским чтением.

По материалам radiovera.ru