У всех на слуху — пандемия. Поговорим о духовных причинах.

  

Беседа с духовником Киевской академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком)

– Батюшка, весь мир охвачен паникой в связи с эпидемией коронавируса. Но различные эпидемии нередко случались и раньше. Как Церковь реагировала на них, к примеру, в XVIII–XIX веках?

– История – учитель жизни. В 1770-м году в Киеве возникла страшная эпидемия моровой язвы. Были введены жесткие меры карантина, везде стояли военные патрули, которые в город и из города никого не впускали и не выпускали. Несмотря на принятые меры, из 20 000 жителей Подола (в то время город был сосредоточен именно здесь, где шла бойкая торговля) за два осенних месяца умерло 6 тысяч человек. Тела умерших лежали на улицах, потому что их не успевали погребать. Конечно, была паника. Поразительно, что в это время в городе сохранял спокойствие и хладнокровие, пожалуй, лишь один человек – это священник Успенской подольской церкви Иоанн Леванда.

Он продолжал служить в храме, не оставлял проповеди, не боялся отпевать умерших. В своих проповедях он называл вещи своими именами. Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи:

Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи

«Отвратил от нас, грешных, лице свое Всевышний! Стрелы, которые прежде метало Небо на поражение врагов Божиих, ныне вонзаются в нас, в сердца наши… Там лежит мертвый отец, и дети не могут ему отдать последнего целования, бежат от него, чтобы не заразиться от трупа его. Тут лежит мертвая мать, возле нее рыдает младенец, простирает руки к мертвой благодетельнице своей, требуя от нее помощи; бедный, думает разбудить её от страшного сна! Страх смерти превратил людей в зверей, и человеки бегают подобных себе… Горе граду, который разоряется неприятелями, огнем и мечем, но горее горе тому граду, на который вооружился Бог… Бессловесные животные, самые презренные насекомые благополучнее нас в это ужасное время… Великие бедствия напали на нас, но они несравненно меньше грехов, которыми наполнили мы град сей, дома наши, наполнили тело и душу нашу… Давит на нас бремя грехов наших, а мы и не думаем свергнуть с себя этого тяжелого бремени; разит нас гнев Божий, а беззакония наши растут и укрепляются. Не прекратилось еще пьянство. Много пьяных вселилось уже в муку вечную, но оставшиеся не видят сего и упиваются… Не прекратилось еще лакомство и страсть любостяжания… Вопиет на небо гордость града сего, презрительство церковных и Божиих уставов, притеснение сирот, осуждение неповинных, ненависть к ближним, зависть, клевета, обман, убийство, чародейство, прелюбодеяние, и блудилища – не дома, а содомы – вопиют и требуют истребления. Мука вечная готова для некающихся, готова».

Хотя это были горькие слова обличения, жители города не восстали на священника, а наоборот, полюбили его, ибо он говорил о них правду. И призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни. После прекращения эпидемии почти каждый киевлянин старался иметь в своем доме портрет бесстрашного пастыря, которого императрица Екатерина II наградила палицей и митрой.

Призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни

Такие награды в то время могли носить лишь члены Святейшего Синода. А после кончины отец Иоанн удостоился чести быть погребенным в приделе древнего Софийского собора, что заслужили даже не все киевские Митрополиты. В память отца Иоанна одна из улиц Киева названа Левандовской.

В XIX веке также были массовые или эпизодические вспышки эпидемий. Если посмотреть списки учащихся Киевской духовной академии той поры, то можно заметить, что каждый год здесь недосчитывались 2–3 студентов, а иногда и преподавателей, умиравших от чумы. Среди них известный профессор Я. К. Амфитеатров – родственник киевского святителя Филарета (Амфитеатрова). Первыми лечебными средствами в то время, когда медицина была еще в зачаточном состоянии, также были молитва и покаяние.

Несколько смущает чумной бунт, который возник в 1771-м году в Москве, когда восставшими был убит архиепископ Амвросий. Скорее всего, это было следствием жестких ограничительных мер, без должной молитвы и отеческого наставления пастырей Церкви.

В 1866-м году другой святитель, Филарет Черниговский, ценой своей жизни вымолил прекращение эпидемии холеры. Чтобы ободрить павших духом прихожан, он предпринял объезд Черниговской епархии. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст люди, сменяя один другого, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

– Что о таких явлениях говорит Священное Писание?

– Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех:

«Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь, целитель Твой» (Исх. 15, 26).

Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др.

«И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 12–13).

Массовая эпидемия поразила израильтян за их связь с дочерьми язычника Моава и поклонение идолу Ваал-Фегору (ср. Чис. 25, 1–9). В Новом Завете Господь говорит, что в конце мира «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10–11).

Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории.

– Сегодня благодаря средствам коммуникации, Интернету у человека складывается мнение, что он владеет полной информацией о происходящем во всем мире. В данном случае – о коронавирусе. Что бы вы посоветовали верующим людям в условиях объявленной в стране эпидемии, как реагировать на рекомендации медицины?

– Библия не запрещает христианам прибегать к помощи медицины (ср. 4 Цар. 20, 7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии:

«Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы Он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 9–14).

Однако самое главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой. Нужно постараться простить все обиды, искать мир со всеми, кроме тех, которые соблазняют на грех. В последние годы нас особенно огорчает постоянная пропаганда войны между самыми близкими народами, а также безнаказанное насилие и воровство в особо крупных размерах, бессилие государственной власти. Идет полная дискредитация и развал семьи, когда из 100 браков от 70 до 90 заканчиваются разводом.

Главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой

Это не может не вызвать нравственный шок. А это влечет за собой то, что ныне многие молодые люди боятся регистрировать свои отношения, и получается, что, по сути, постоянно живут в блуде, в нем рождают детей и таким же распутным способом их воспитывают. На почве развала семьи быстро набирает обороты пропаганда содомских грехов. Как из-за этого беззакония не отвратит Свое Лицо от нас Господь, как не быть пандемиям?! Но еще более ужасает то, что мало кто это осознает. Большинство говорит о профилактике болезни, запасается продуктами, а об исправлении своей жизни никто даже не заикается. Кто из пастырей или политиков активно к этому призывает, того сразу объявляют безумцем, маргиналом, ретроградом, обвиняют во всевозможных грехах.

– Батюшка, сейчас идет Великий пост. Нужно ли к молитвенному правилу прилагать какие-то особые молитвы? И какие употреблять духовные рекомендации?

– Пост – самое благоприятное время для покаяния. Лишь бы оно было не формальным, а с твердым желанием исправить свою жизнь. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил к молитвенному правилу присоединять чтение одной кафизмы из Псалтири. Сейчас, когда многие люди вынужденно сидят дома на карантине, есть прекрасная возможность увеличить свое молитвенное правило. Святая вода, освященное масло – это также прекрасные духовные лекарства, об использовании которых мы иногда забываем.

Господь милостив, и, как говорит в своем слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст, «Он и намерения целует». Он готов принять под Свое промышление всех: и постящихся, и непостящихся; и трудолюбивых, и ленивых; и смелых, и малодушных. Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу.

Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу

– Отче, а если человека настигла паника в связи с эпидемией? Как быть?

– Паника – не только в случае опасности заразиться болезнью, но и в любых других случаях – является прямым следствием маловерия и неверия, чрезмерной занятости, суетности, отсутствия покаяния и молитвы. О причинах паники лучше всех пишет преподобный Макарий Египетский:

«Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая, непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов».

Если паника настигла нас, то, даже если сильно не хочется, надо заставить себя молиться, просить о помощи, и мы сразу почувствуем облегчение, наступит в душе мир и спокойствие. Если паника коснется наших ближних, то надо усугубить свои молитвы о них. Особенно действенно чтение книги Псалтирь с упоминанием имен паникующих.

– И, если можно, несколько слов о духовных приоритетах, о душевном и духовном настрое в эти святые дни Великого поста.

– Неслучайно искушение с коронавирусом настигло христианские страны во время Великого поста, когда, как мы знаем, всегда усиливаются разного рода искушения. Это напоминание, что у Господа все под контролем, ничего просто так не бывает. Господь через допуск пандемии хочет, чтобы не только мы, православные христиане, но и весь мир очистился от грехов и всех беззаконий и обновился. Поэтому нашим главным духовным приоритетом должно быть не отчаяние и страх, а благодарение, соединенное с покаянием. Даже если дойдет до того, что на какое-то время закроются храмы, каждый из нас может стать храмом Духа Святого, как призывает апостол. Однако это случится, если только мы на самом подходе не допустим в сердце дурные, горделивые, тщеславные, блудные, сребролюбивые мысли, а будем стараться всех любить и всем помогать до последнего своего вздоха.

С архимандритом Маркеллом (Павуком) беседовал диакон Сергий Герук, pravoslavie.ru