Основатель традиции неусыпаемого чтения псалмов

  

Сегодня совершаем память преподобного Александра Константинопольского — основателя и первого игумена обители акимитовАкими́ты («неусыпающие») — община последователей преподобного Александра Константинопольского, который в начале V века основал в Константинополе монастырь, в котором установил, принесённый им из Сирии особый монастырский устав, предусматривающий для монахов более строгие ограничения во владении имуществом и увеличенную продолжительность общих молитв.

Александр родился на одном из остров Эгейского моря, вырос в Константинополе, нёс там воинскую службу, а затем в одном из сирийских монастырей в окрестностях Антиохии принял монашеский постриг. Прожив 4 года в монастыре, он ушёл в пустыню и провёл в ней 7 лет. Вёл проповедь христианства среди кочевых племён, крестил одного из языческих градоначальников Равула, который позднее стал епископом Эдесским.

К пустынножителю Александру стали стекаться ученики и в пустыне около древней реки Междуречья Евфрата он основал монастырь, в котором вскоре проживало около 400 монахов.

В нём Александр ввёл чин непрерывного круглосуточного пения псалмов, за что монастырь получил прозвание «обители неусыпающих». Для совершения данного чина все монахи были разделены на 24 молитвенные стражи и ежечасно сменялись при чтении Псалтыря (отсюда и произошло название общины — «неусыпающие»). Первоначально акимиты имели многонациональный состав насельников и богослужение велось на греческомлатинском и сирийском языках, позднее начал использоваться только греческий язык.

Около 420 года Александр переселяется в Константинополь, где основывает монастырь с уставом, аналогичным евфратскому. В столице Александр и его ученики подверглись преследованиям со стороны несториан, и он был вынужден перенести свою общину на азиатский берег Босфора, в Гомон. В этом монастыре преподобный Александр окончил свою земную жизнь.

Первое его житие было написано неизвестным автором вскоре после его кончины (около 450—460 годов). Впервые его память как святого указана в Прологе Константина Мокисийского (XII век).

В середине V века обитель акимитов насчитывала не менее тысячи насельников, многие из которых становились епископами. В 465 году часть акимитов переселилась в новый монастырь, основанный в Константинополе патрикием Флавием Студием, положив этим начало возникновения Студийского монастыря.

Один из внешних фасадов древнего Студийского монастыря (Турция) — самого значительного монастыря средневекового Константинополя.

Во время смут и ересей студийские монахи были известны своей приверженностью православию, за что были изгнаны из Константинополя иконоборцем Константином V. Сопротивление иконоборчеству продолжили игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г.) и его преемник св. Феодор Студит. Тогда в монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный студийским.

В середине V века монастырь акимитов стал центром противостояния монофизитству, игумен монастыря Маркелл участвовал в подготовке Халкидонского собора.

Позднее община акимитов влилась в состав студийского монашества, последние сведения о самостоятельных действиях акимитов относятся к IX веку.

Публикация подготовлена с использованием материалов wikipedia.ru