Священномученик Алексий Воробьев (Селинский)

  

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1888 го­да в де­ревне Ан­тон­ко­во Ур­жум­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Кон­стан­ти­на Во­ро­бье­ва. В 1900 го­ду у него умер­ла мать, и Алек­сей и его млад­шая сест­ра Оль­га, ко­то­рой бы­ло два го­да, бы­ли взя­ты на вос­пи­та­ние в се­мью стар­ше­го бра­та Ва­си­лия.
В Ан­тон­ко­ве Алек­сей окон­чил зем­скую шко­лу. Ис­про­сив раз­ре­ше­ние от­ца, он пе­ре­брал­ся в Ка­зань и устро­ил­ся на ра­бо­ту в ма­га­зин. В 1905 го­ду Алек­сей уехал в го­род Сви­яжск, где его тет­ка мо­на­хи­ня Вас­са устро­и­ла пле­мян­ни­ка в Иоан­но-Пред­те­чен­ский муж­ской мо­на­стырь в Ка­за­ни.

В мо­на­сты­ре Алек­сей нес по­слу­ша­ние ка­но­нар­ха и при­слу­жи­вал в мо­на­стыр­ской го­сти­ни­це. В Иоан­но-Пред­те­чен­ский мо­на­стырь из Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни под Ка­за­нью при­ез­жал ве­ли­кий по­движ­ник и мо­лит­вен­ник схи­ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил (Зы­ря­нов) и неред­ко бе­се­до­вал с мо­ло­ды­ми ино­ка­ми. По­слуш­ник Алек­сей вна­ча­ле по ро­бо­сти из­бе­гал встреч со стар­цем. «Возь­му бла­го­сло­ве­ние, – рас­ска­зы­вал он, – да и в лес!» По­том вдруг спо­хва­тил­ся: «Что ж я ухо­жу и не слу­шаю его по­уче­ний?!»
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил об­ра­тил вни­ма­ние на бла­го­че­сти­во­го юно­шу, при­бли­зил его к се­бе и взял под свое ду­хов­ное по­пе­че­ние. Дру­гим вос­пи­тан­ни­ком стар­ца был инок Илия, друг и сверст­ник Алек­сея. Отец Гав­ри­ил ска­зал о них: «Илю­шу-то не возь­мут в ар­мию, а те­бя, Але­ша, возь­мут».

В 1911 го­ду Алек­сея при­зва­ли на во­ен­ную служ­бу, и до 1914 го­да он со­сто­ял ря­до­вым 9 пе­хот­но­го име­ни Пет­ра Ве­ли­ко­го пол­ка, раз­ме­щав­ше­го­ся в го­ро­де Ка­лу­ге. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он слу­жил ез­до­вым в 24 пе­хот­ной ди­ви­зии, а по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да – в ди­ви­зи­он­ном обо­зе 161 ди­ви­зии. В 1918 го­ду Алек­сей Во­ро­бьев уехал в Ан­тон­ко­во, где про­жил два го­да. В 1920 го­ду Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич при­е­хал в Моск­ву и устро­ил­ся ра­бо­тать кла­дов­щи­ком. То­гда же он по­сту­пил на пас­тыр­ские бо­го­слов­ские кур­сы при церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Три­фо­на в Москве.

Икона священномученика Алексия Селинского в нашем храме

26 июня 1921 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Алек­сан­дро-Нев­ский храм в Москве, а через год пе­ре­ве­ден в Пре­об­ра­жен­ский храм в се­ле Се­лин­ское Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

В мае 1922 го­да воз­ник об­нов­лен­че­ский рас­кол. Епи­скоп Клин­ский Ин­но­кен­тий (Ле­тя­ев) при­знал власть об­нов­лен­че­ско­го Выс­ше­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния. Об­нов­лен­цы пред­ла­га­ли от­цу Алек­сию при­со­еди­нить­ся к ним, но он твер­до сто­ял в пра­во­сла­вии и пре­дан­но­сти за­кон­но­му гла­ве Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви – Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну. «Как же я бро­шу пра­во­сла­вие и уй­ду в рас­кол?» – от­ве­чал отец Алек­сий на во­про­сы при­хо­жан.
13 мар­та 1923 го­да об­нов­лен­че­ское Мос­ков­ское епар­хи­аль­ное управ­ле­ние утвер­ди­ло ре­ше­ние об­нов­лен­че­ско­го епи­ско­па Клин­ско­го Иг­на­тия об уволь­не­нии от­ца Алек­сия и за­пре­ще­нии его в свя­щен­но­слу­же­нии, а в Пре­об­ра­жен­ский храм в се­ло Се­лин­ское был на­зна­чен дру­гой свя­щен­ник.

До ухо­да об­нов­лен­цев из Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма отец Алек­сий непро­дол­жи­тель­ное вре­мя слу­жил в Вин­ни­це и Аст­ра­ха­ни. Впо­след­ствии свя­ти­тель Ти­хон лич­но вы­ра­зил ему бла­го­дар­ность за стой­кость и твер­дость в пра­во­сла­вии.
В кон­це сен­тяб­ря 1924 го­да свя­щен­ни­ки Алек­сий Во­ро­бьев и Алек­сий Ни­ко­нов бы­ли аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в том, что «без раз­ре­ше­ния мест­ной вла­сти устро­и­ли в церк­ви го­ро­да Кли­на со­бра­ние ве­ру­ю­щих, на ко­то­ром про­из­но­си­ли аги­та­ци­он­ные ре­чи о го­не­нии со­вет­ской вла­стью пра­во­сла­вия».

Отец Алек­сий был пе­ре­ве­зен для до­про­сов в ко­мен­да­ту­ру ОГПУ на Боль­шую Лу­бян­ку в Моск­ву. 16 ок­тяб­ря от­ца Алек­сия до­про­си­ли:
– Го­во­ри­те вы про­по­ве­ди, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ской вла­сти? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­гда не го­во­рю.
– Ска­жи­те, что вы под­ра­зу­ме­ва­е­те под во­про­са­ми на ис­по­ве­ди: не хо­дил ли на со­бра­ния, ми­тин­ги, не чи­тал ли раз­врат­ных книг, про­тив Церк­ви? (Эти во­про­сы сле­до­ва­тель на­шел в за­пис­ной книж­ке от­ца Алек­сия, изъ­ятой у него при обыс­ке во вре­мя аре­ста.)
– На этот во­прос от­ве­тить не мо­гу.
– Не есть ли эти во­про­сы скры­тая аги­та­ция про­тив со­вет­ской вла­сти?
– Эти во­про­сы дей­стви­тель­но есть аги­та­ция про­тив со­вет­ской вла­сти, но я не ру­ко­вод­ство­вал­ся этим во­прос­ни­ком в жиз­ни.

До вы­не­се­ния при­го­во­ра отец Алек­сий на­хо­дил­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме в Москве. 27 фев­ра­ля 1925 го­да свя­щен­ник Алек­сий Во­ро­бьев был при­го­во­рен к за­клю­че­нию в конц­ла­герь сро­ком на два го­да. От­бы­вать на­ка­за­ния его от­пра­ви­ли на Со­лов­ки.

7 мая 1927 го­да отец Алек­сий был осво­бож­ден. В те­че­ние трех лет ему бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в ше­сти глав­ных го­ро­дах и об­ла­стях СССР. В июле отец Алек­сий при­был в Уфу и по­лу­чил на­зна­че­ние слу­жить в церк­ви Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Бы­ко­во Бла­го­ве­щен­ско­го уез­да.

В но­яб­ре 1930 го­да отец Алек­сий был на­зна­чен в Вос­кре­сен­ский со­бор го­ро­да Пав­лов­ский По­сад. В 1931 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1935 го­ду – на­зна­чен бла­го­чин­ным Пав­ло­во-По­сад­ско­го окру­га.

27 мар­та 1935 го­да Вос­кре­сен­ский со­бор был пе­ре­дан со­вет­ской вла­стью об­нов­лен­цам. Свя­щен­но­на­ча­лие пе­ре­ве­ло от­ца Алек­сия в Тро­иц­кую цер­ковь в се­ле Хо­те­и­чи, а в ав­гу­сте 1936 го­да – в Воз­не­сен­скую цер­ковь в се­ле Го­ро­док в при­го­ро­де Пав­лов­ско­го По­са­да. Пра­во­слав­ные жи­те­ли го­ро­да, ли­шив­ши­е­ся со­бор­но­го хра­ма, пе­ре­шли мо­лить­ся в Воз­не­сен­скую цер­ковь. Ду­хов­ны­ми ча­да­ми от­ца Алек­сия ста­ли и неко­то­рые мо­на­хи­ни за­кры­то­го в Пав­лов­ском По­са­де По­кров­ско-Ва­си­льев­ско­го мо­на­сты­ря. В Воз­не­сен­ской церк­ви от­цом Алек­си­ем был ор­га­ни­зо­ван цер­ков­ный хор из мо­ло­де­жи.

8 ав­гу­ста 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сий от­слу­жил ве­чер­ню на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на и в ту же ночь был аре­сто­ван со­труд­ни­ка­ми НКВД и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Но­гин­ска.
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди ве­ру­ю­щих и сво­их со­слу­жив­цев по церк­ви ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию? – спро­сил сле­до­ва­тель. – Ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию я ни­ко­гда не вел, ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, – от­ве­тил отец Алек­сий.

19 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сий Во­ро­бьев был рас­стре­лян 20 ав­гу­ста 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Отец Алексий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 13—16 августа 2000 года в Москве.

Дни памяти: 6 февраля; 17 февраля — в Соборе новомучеников Клинских; 20 августа в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.

Собор новомучеников Клинских, резная деревянная икона в нашем храме

Со­ста­ви­тель свя­щен­ник Мак­сим Мак­си­мов

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Июнь-Ав­густ». Тверь, 2003 год, стр. 112-116.