В нашем храме появилась замечательная икона

  

Некоторое время назад добрые люди принесли в наш храм почерневшую икону Пресвятой Богородицы, которая долгое время хранилась в нежилом доме деревни Березино, что рядом со Спас-Заулком. Когда-то там находился Никольский храм, ныне разрушенный, и эта икона украшала собой некогда замечательный иконостас. Крупный размер иконы и ее плачевное состояние привлекли внимание всех прихожан нашего храма.

Трудами замечательного художника-реставратора Сергия Мещерякова удалось очистить икону, устранить страшные пулевые отверстия, восстановить изображения и краски, а наш прихожанин Владимир Хватов сделал оклад и подставку для нее. Теперь икона предстала перед всеми прихожанами нашего храма во всей своей красоте и займёт достойное место в числе святынь нашего Преображенского храма. Люди смогут, как и много десятков лет до этого, помолиться перед святым образом Богоматери и получить Ее благодатную помощь.

Ико­на носит название «Слад­кое Лоб­за­ние» (по-гре­че­ски Гли­ко­фи­лу­са).

Первообраз иконы про­сла­ви­лся в цар­ство­ва­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842).

Один из при­бли­жен­ных им­пе­ра­то­ра, Си­ме­он, под­ра­жал сво­е­му по­ве­ли­те­лю в нена­ви­сти к ико­нам. Же­на же его Вик­то­рия втайне чти­ла ико­ны и име­ла у се­бя во внут­рен­них по­ко­ях ико­ну Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рой и по­кло­ня­лась. Муж с него­до­ва­ни­ем смот­рел на это и, на­ко­нец, по­тре­бо­вал от же­ны ико­ну, чтобы ее сжечь. Ве­ру­ю­щая жен­щи­на ре­ши­лась рас­стать­ся с за­вет­ной свя­ты­ней, но не пре­да­вать ее в ру­ки му­жа. Она пу­сти­ла ее в мо­ре.

Через неиз­вест­ное чис­ло лет эта са­мая ико­на яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред афон­ским Фило­фе­ев­ским мо­на­сты­рем. Игу­мен и бра­тия с ра­до­стью и че­стью при­ня­ли ее и внес­ли в со­бор­ный храм мо­на­сты­ря. Ме­сто яв­ле­ния ико­ны на­зва­но «Аги­асмою». В по­не­дель­ник Светлой седмицы еже­год­но сю­да из оби­те­ли со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход — это день почитания иконы.

Нель­зя не упо­мя­нуть здесь об од­ном на­зи­да­тель­ном чу­дес­ном слу­чае, быв­шем в 1830 го­ду. В это вре­мя в Фило­фе­ев­ский мо­на­стырь при­шел из Адри­а­но­по­ля один бо­го­мо­лец. Здесь в оби­те­ли он слу­чай­но за­го­во­рил с эк­кле­си­ар­хом. По­след­ний в ис­крен­ней бе­се­де рас­ска­зал бо­го­моль­цу о раз­лич­ных чу­де­сах Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­об­щил так­же о том, ка­ким об­ра­зом яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред Афон­ской Фило­фе­ев­ской оби­те­лью Ее ико­на «Слад­кое лоб­за­ние».

Бо­го­мо­лец с лю­бо­пыт­ством о всем рас­спра­ши­вал эк­кле­си­ар­ха, вни­ма­тель­но вы­слу­ши­вал его рас­ска­зы и, по-ви­ди­мо­му, все близ­ко при­ни­мал к серд­цу. Эк­кле­си­арх шел на­встре­чу его же­ла­ни­ям. Но ка­ко­во же бы­ло его изум­ле­ние, ко­гда его со­бе­сед­ник в кон­це кон­цов вы­ра­зил свое со­мне­ние в ис­тин­но­сти все­го рас­ска­зан­но­го, а по­вест­во­ва­ние ино­ка о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Гли­ко­фи­лус­сы счел за про­стую бас­ню, ко­то­рой мо­жет по­ве­рить раз­ве толь­ко ре­бе­нок.

Эк­кле­си­арх за­ду­мал­ся. Он не ожи­дал ни­че­го по­доб­но­го. Несо­мнен­но, что в ду­ше бо­го­моль­ца бы­ли по­се­я­ны злые се­ме­на, и они отрав­ля­ли его хри­сти­ан­ское на­стро­е­ние. Мо­жет быть, он был уже бли­зок к пол­но­му па­де­нию. Ведь от от­ри­ца­ния бла­го­де­я­ний, ока­зан­ных ро­ду че­ло­ве­че­ско­му Бо­го­ма­те­рью, и от со­мне­ний в чу­дес­ном яв­ле­нии Ее свя­то­го об­ра­за все­го лишь один шаг к со­мне­нию и в чу­де­сах во­об­ще, а в част­но­сти, и чу­де­сах Спа­си­те­ля ро­да че­ло­ве­че­ско­го…

Ви­дя близ­кую ги­бель сво­е­го со­бе­сед­ни­ка, эк­кле­си­арх пы­тал­ся рас­се­ять его дух со­мне­ния, но бо­го­мо­лец упор­но от­ри­цал все его сло­ва и до­во­ды. Так глу­бо­ко он пал.

И не до­во­ды ино­ка убе­ди­ли бо­го­моль­ца: он был воз­вра­щен в чис­ло ис­крен­них по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста Са­мой Ца­ри­цей Небес­ной.

В тот же день над ним са­мим со­вер­ши­лось чу­до, и из него он мог убе­дить­ся в чу­дес­ной си­ле Пре­чи­стой Де­вы. Идя по верх­не­му эта­жу до­ма, он осту­пил­ся и на­чал па­дать вниз. Тут он вос­клик­нул: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­мо­ги!» и спу­стил­ся на зем­лю без вся­ко­го вре­да…

Ико­на Слад­кое лоб­за­ние про­слав­ле­на и дру­ги­ми чу­де­са­ми. Она сто­ит в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца.

В ски­ту рус­ско­го афон­ско­го Пан­те­лей­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря есть сни­мок с чу­до­твор­ной ико­ны «Гли­ко­фи­лу­са».

Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

— Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал:

— Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

— Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:

— Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам: «Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилусса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.

Празднование иконе совершается в понедельник Светлой Седмицы.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 7

Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, Дево, яве промышляеши: морешествием Твоей обители, яко дар достоин приношаеши. Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе, Тя ублажаем.

Кондак, глас 8

Иже в храме и обители Твоей приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия и почитающая Твой святый образ сим даруй, Дево, Твоя милости, от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия: радуйся, Едина Богоневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.