Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

  

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, в миру – Ермолай, родился в первой трети шестнадцатого века. Еще подростком Ермолай ушел с родного Дона в Казань. Много лет он служил в разных храмах города. Священник стал одним из очевидцев явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Обладая литературным дарованием, он сам позже составил сказание об этом событии. В конце восьмидесятых годов Ермолай принял монашеский постриг с именем Ермоген, и вскоре стал первым Казанским митрополитом. При нем состоялось обретение мощей великих казанских святителей – архиепископов Гурия и Германа, епископа Варсонофия. В тысяча шестьсот шестом году митрополит Ермоген был избран Патриархом Московским и всея Руси.

В период Смутного времени он активно противостоял попыткам насадить в России чуждую веру и чуждых правителей. В своих посланиях Ермоген обличал изменников Родины. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»

По всей стране расходились его грамоты с призывами к народу встать на освобождение Москвы от врагов. Патриарха заточили в Чудов монастырь. Но и из тюрьмы Ермоген поддерживал русское ополчение, уже стоявшее на подступах к Москве. Святитель скончался мученической смертью от голода. «За приставы» посадили его отнюдь не поляки и не литовцы, а свой же соотечественник Михаил Салтыков — главный пособник интервентов в боярском правительстве. Маленький Иуда, проще говоря. Причин у ареста было две: во-первых, Ермогена обвиняли в том, что он рассылает по отдаленным городам письма, призывающие бороться за веру и против оккупантов. Ему вменили в обязанность сочинить успокоительные послания, но патриарх отказался наотрез. Во-вторых, Ермоген осуждал устройство католического костела на дворе, принадлежавшем когда-то царю Борису Федоровичу.

Патриарх Ермоген прославился как великий миссионер. Он стал первым митрополитом Казанским и действовал на не до конца «замиренной» территории. Он строил храмы, читал проповеди, знакомил новокрещеных со Священным Писанием, а когда ситуация требовала, проявлял жесткость. Он способствовал канонизации новых святых, связанных с Казанской землей.

Он был хорошо известен современникам как духовный писатель. Патриарх Ермоген  писал и редактировал жития святых, создавал богословские сочинения. Его трудами в Москве возродилось книгопечатание, пришедшее было в упадок. Ермоген был большим знатоком церковного пения и проявлял строгость ко всяким певческим уклонениям от старинных традиций. Некоторые специалисты считают, что при нем делались попытки наладить летописное дело, но тут уж, как говорится, обстановка не располагала… В целом же, как говаривали четыреста лет назад, Ермоген был «книжен умом» и любил «словесный виноград».

В чем суть его подвига? О чем говорит сам факт его канонизации? Какой в этом урок для христиан?

Патриарх Ермоген — фигура, залитая светом, прозрачная, все главные его дела высвечены солнцем, всякое его поучение ясно. Как пастырь духовный, он говорил: следует стоять за веру, не колеблясь. Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины. Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо. И сам он поступал так, как требовал от «словесного стада»: не шатался в истине, терпел муки и отдал жизнь, когда ничего, кроме жизни, у него уже не оставалось. Его и канонизировали в 1913 году как священномученика.

Ермоген — камень веры. Он из тех, кого можно положить в фундамент любого здания, и здание будет стоять прочно.